19 Января 2022
Поделиться:

Алгоритм случайной реальности: машинный интеллект в искусстве

Этой зимой в издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга «Искусственный ты», рассказывающая о будущем разума — машинного и человеческого. Сегодня искусственный интеллект проникает в самые разные сферы жизни. Денис Протопопов и Ваня Демидкин, соавторы спектакля «Ракеты взлетают и разбиваются рассыпаются в воздухе», рассказали о том, как эта технология может быть задействована в искусстве.

В спектакле, который был выпущен командой с нашим участием в Центре им. Мейерхольда, используется алгоритм рандомизации. Для каждого показа «Ракет» он выдает новую последовательность сцен, которую играют артисты. Как мы писали в одном из материалов к спектаклю, «мы работаем с ощущением времени, в котором находимся, — ощущением связи всего со всем, того, что все случайные вещи на самом деле не случайны, что всё монтируется со всем. Как этот принцип воплотить в реальности? Вот отсюда и возникла идея алгоритма и самой конструкции спектакля как случайной последовательности элементов, которая каждый раз меняется. Почему? Потому что точно так же меняется вся наша реальность вокруг, монтируясь из огромного количества обстоятельств, случайностей, встреч, взаимоотношений, коммуникаций. Алгоритм — воплощение этого принципа». Сегодня мы расскажем о том, как другие деятели искусства используют машинный интеллект в своей работе.

1 The Road
Это художественный оммаж роману Джека Керуака «В дороге» и один из примеров работы с искусственным интеллектом (далее ИИ) в искусстве. Художник Росс Гудвин ехал из Нью-Йорка в Новый Орлеан на машине, которая была оснащена различными датчиками. Во время поездки ИИ, обученный на корпусе художественной литературы из 20 миллионов слов, печатал новый роман на чековой бумаге, а параметры, которые считывали датчики машины, влияли на характеристики текста: время, погоду, окружающую среду и так далее. В 2018 году роман был издан Jean Boîte Éditions без какой-либо редактуры. По словам автора, это было сделано с целью предоставления материала для будущих исследований использования ИИ.

Hello Hi There

В спектакле Энни Дорсен 2010 года нет актеров, а на сцене перед зрителями находятся два ноутбука, разговаривающие между собой. На них установлены чат-боты, обученные на большом корпусе литературы: от западноевропейской философии и Библии до Шекспира и видео на YouTube. Каждый показ этого спектакля представляет собой импровизированный диалог двух компьютеров о культовых дебатах философа Мишеля Фуко и лингвиста Ноама Хомски.

Content Aware Studies
Проект российского художника Егора Крафта заключается в использовании алгоритмов ИИ для восстановления утраченных частей античных скульптур и создания никогда не существовавших работ через такие гибриды. Автор обучал ИИ на 10 000 трехмерных сканов, а результат обучения воплотил в мраморе и с помощью трехмерной печати. Часть таких объектов была самостоятельной, а часть интегрировалась в оригиналы и реплики скульптур на место утраченных фрагментов. Таким образом, проект Егора Крафта противопоставлял эстетику античного и генеративного искусств.

deus X mchn

Российская художница Елена Никоноле обучила в своем проекте нейронную сеть на массиве священных текстов, относящихся к разным религиям. Далее алгоритм, основываясь на них, создавал новый текст, похожий на знакомые ему материалы. В результате текст смешивал синтаксические конструкции разных религиозных текстов, настоящих и выдуманных слов. Используя уязвимость городских видеокамер (не все пользователи меняют заводские логины и пароли), Никоноле подключалась к ним, получала полное управление и включала функцию трансляции аудио. Тогда камеры в совершенно разных местах передавали несуществующие, но считываемые человеком как сакральные тексты.

Alt-bias-gun
Художница Аи Хасегава в проекте Alt-Bias Gun использует алгоритмы, обычно предвзятые к темнокожим людям, для исследования возможных путей достижения «справедливого общества» с помощью технологий. Для этой работы она обучила алгоритм распознавания лиц на фотографиях безоружных темнокожих людей, которые были убиты полицией. Этот алгоритм использовался в устройстве, которое блокировало курок или, наоборот, давало возможность выстрелить из пистолета в зависимости от того, как алгоритм классифицировал показанную ему фотографию.

Deeper Meditations
Мимо Актен во многих своих работах пытается перенести естественные для человека, но совершенно субъективные по сути концепции на машинный интеллект. Deeper Meditations — результат работы двух нейронных сетей, одна из которых генерирует изображения на основе сотен тысяч картинок из Flickr, а другая — звуки, обучившись на сакральных и религиозных песнопениях.

Transits

В инсталляции Transits Урсулы Дамм ИИ используется как метод обработки видео: 24-часовая видеозапись с Ашенплатц в Базеле была пропущена через специально созданный алгоритм на основе нейросетей. Каждый пиксель этого видео обрабатывался таким образом, что он оставался на экране чуть дольше. В результате этого становятся видны следы движения людей и транспорта: что-то, что мы можем воспроизвести в своем воображении, но не увидеть глазами.

Backlash
Проект Backlash Екатерины Пряничковой и Саши Сереченко — алгоритм на основе нейросети, который определяет, является человек на фото протестующим или полицейским. Предсказание алгоритма определяет, скрывать человека на изображении или нет. Эта работа — инструмент, который позволяет создать доказательство нарушения закона со стороны полицейских. Нейросети активно используются государством и корпорациями для слежки и распознавания личности, однако этот и подобные проекты показывают, что такие технологии могут использоваться политическими активистами и низовыми инициативами.

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство