19 Августа 2022
Поделиться:

Что гложет Уолтера Уайта? Культовые персонажи телесериалов в интерпретации Роберта Макки

Роберт Макки — пожалуй, самый известный преподаватель сценарного ремесла в Голливуде, наставник десятков оскароносных и миллионов начинающих сценаристов по всему миру. Его легендарные семинары и книги-бестселлеры помогают авторам населить свою историю сложными, многомерными персонажами и сделать так, чтобы читателю или зрителю запомнились даже «статисты». Мы собрали комментарии Макки о персонажах «Клана Сопрано», «Секса в большом городе», «Во все тяжкие» и других культовых сериалах.

Тони Сопрано («Клан Сопрано», 1999–2007)

Источник: IMDb

Центральный персонаж «Клана Сопрано» Тони — брутальный, привыкший к жестокости бандит, который возглавляет мафиозную «семью» в Нью-Джерси из-за тяжелой болезни босса. Он мачо и придерживается традиционных ценностей, но тяжело переживает проблемы в семье. Тони переживает паническую атаку и втайне от близких начинает посещать психиатра. В книге Макки приводит Тони в качестве примера многогранного персонажа, которого, однако, определяют две противоположные черты: совестливость и социопатия.

«Дэвид Чейз помещает Тони в ансамбль из нескольких десятков действующих лиц и дает ему восемьдесят шесть часов на решения, действия, поступки и реакции — социальные, личные, частные, сознательные и подсознательные. Тони — это современная модель сложного персонажа, поскольку его грани пересекают все плоскости бытия».

«Когда нужно убить, Тони убьет без колебаний».

«Основной драматический вопрос, который поднимает нарратив сериала, — изменится ли Тони, станет ли он более приличным человеком с нравственной точки зрения?»

Кэрри Брэдшоу («Секс в большом городе», 1998–2004)

Источник: IMDb

Давние подруги Кэрри, Миранда, Шарлотта и Саманта встречаются в кафе на Манхэттене и обсуждают мужчин. У героинь разные характеры, но все четверо свободны, остроумны и обаятельны, причем на протяжении сюжета каждая проходит через серию кризисов, которые приводят персонаж к положительной трансформации. Вот как Макки описывает изменения, которые претерпевает героиня Сары Джессики Паркер, журналистка Кэрри Брэдшоу.

«В начале сериала Кэрри предстает напряженной и неуверенной в себе, но за шесть сезонов и два фильма обретает самообладание и решительность. В первых сериях она ищет принятия и одобрения у своих подруг и мужчин — прежде всего у Мистера Бига (Крис Нот)».

«У нее полно недостатков, но умение посмеяться над собой пробуждает у нас эмпатию. Она ищет истинную любовь и постоянство, но сомневается, что пригодна для брака и создания семьи. Мистер Биг, с которым она знакомится в первой серии, — ее первая и единственная большая любовь. Несмотря на множество других романов и встреч, она чувствует, что он — ее «вторая половина». В конце шестого и последнего сезона Мистер Биг объявляет, что возвращается в Нью-Йорк из Калифорнии, чтобы быть с Кэрри. В развязке первого фильма они играют свадьбу. Вопрос: пришла она к уверенности и выдержке сама или их подарило ей замужество?»

Дон Дрейпер («Безумцы», 2007–2015)

Источник: IMDb

Сериал о рекламном агентстве с Мэдисон-авеню — обширная панорама событий американской истории 60-х годов прошлого века, на фоне которых герои проживают личные кризисы, интригуют, доверяются и предают друг друга. Макки пишет, что для каждого из шести персонажей первого плана шоураннеры прописали конфликт на трех уровнях — профессиональном, личном и тайном, — и сам добавляет четвертый, подсознательный конфликт. Рассмотрим эту модель на примере Дона Дрейпера, успешного и привлекательного профессионала, который чувствует внутреннюю пустоту и бессмысленность своей жизни.

«Социальное “я”. Креативный директор рекламного агентства с великолепно подвешенным языком, гений по части завоевания клиентов. Личное “я”. Жена и двое детей — ни дать ни взять идеальная семья из рекламы кукурузных хлопьев, но романы, которые Дон крутит на стороне, разбивают эту иллюзию вдребезги. Центральное “я”. Подлинное имя Дона — Дик Уитман. Документы на Дрейпера он украл у погибшего офицера во время войны в Корее. И теперь изглоданная чувством вины совесть не позволяет ему полюбить — о чем он прекрасно знает. Скрытое “я”. Его преследует страх. Несмотря на весь свой оглушительный успех, он боится, что его жизнь лишена смысла и что он останется ни с чем».

Уолтер Уайт («Во все тяжкие», 2008–2013)

Источник: IMDb

Учитель химии Уолтер Уайт узнает, что болен раком легких, и, чтобы обеспечить свою семью, начинает изготавливать наркотики вместе с партнером Джесси Пинкманом. Постепенно Уолтер погружается в криминальный мир все глубже и становится беспощадным наркоторговцем по прозвищу Гейзенберг. Его брак разваливается, друзья покидают или предают бывшего учителя, а сам он поступает все более целеустремленно, цинично и жестоко. Вот как Макки описывает усиление противоречий, которые составляют суть характера Уолтера/Гейзенберга.

«Уолт пытается развести эти две свои ипостаси — отделить холодного, расчетливого наркоторговца Гейзенберга от исполненного благих намерений отца и мужа Уолтера Уайта. Например, когда он просит Джека не убивать Хэнка, он Уолт, а когда он велит Джеку убить Джесси, он Гейзенберг».

«После всех откровений, которые являлись нам на протяжении пяти сезонов, мы осознаем, что унылый увалень, которым он представал перед школьниками, недотепа, которым он был для свояка, и рохля, с которым делила постель его жена, были только масками. Подлинной сущностью Уолта был наркобарон, взявший себе прозвище Гейзенберг. Отсекая от себя Уолтера Уайта и совершая ужасные поступки, он оказывается в своей стихии. В развязке первого сезона, когда он возвращается домой после своего первого убийства, у него со Скайлер случается самый страстный секс за всю его жизнь. Но когда он пытается отсечь Гейзенберга, следует взрыв ярости».

«В конечном счете в этой истории удовлетворяется потребность Уолта в реализации своего человеческого потенциала, а также в обретении завершенности внутренней натуры».

Серсея Ланнистер и Дейенерис Таргариен («Игра престолов», 2011–2019)

Источник: IMDb

Огромная, многофигурная композиция «Игры престолов» состоит из десятка героев первого плана и почти двух сотен второстепенных персонажей, которые выглядят живыми людьми со своими страхами, слабостями и амбициями. При этом одним из ключевых аспектов этого крайне успешного сериала в жанре высокого фэнтези стала политика: в центре сюжетных арок нескольких ключевых персонажей стоит завоевание и удержание власти, а также связанные с этим моральные дилеммы. Драма двух королев, Серсеи и Дейенерис, заключается в том, что они придерживаются разных взглядов, но обе готовы биться за власть в Вестеросе любыми средствами.

Источник: IMDb

«На крайнем правом полюсе мы видим тиранку Серсею из дома Ланнистеров, хранительницу Семи Королевств. На прогрессивном левом полюсе находится Дейенерис из дома Таргариенов, Мать Драконов. Серсея воплощает регрессивный, кровосмесительный, матриархальный, монархический деспотизм. По складу характера она за феодализм и против перемен. Дейенерис воплощает устремленный в будущее гуманистический дух справедливости и прогресса. По складу характера она против феодализма и за перемены. Дейенерис отрицает миф, Серсея им живет. В этом поляризованном мире авторы умещают и меритократию Ночного Дозора, и эгалитаризм Безупречных, и фанатизм Воробьев, и демократию советов, на которых решения принимаются голосованием равных. Смерть, однако, находится вне политики, поэтому, когда приходит Король Ночи со своей ратью белых ходоков, конфликт между символизмом и реализмом меркнет перед вопросом о том, кто останется в живых, а кто нет».

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство