03 Марта 2023
Поделиться:

Феномен детства и последующее: что читать в марте

Первый месяц весны обещает быть богатым на книжные новинки. Среди них и премьеры, и новые издания знаковых текстов последних лет. О том, что из современной прозы выйдет в марте, рассказывает главный редактор издательства «Альпина.Проза» Татьяна Соловьёва.

Павел Пепперштейн «Бархатная кибитка»

Отталкиваясь от собственных воспоминаний о детстве, известный художник и писатель, автор легендарной «Мифогенной любви каст» создает объемный роман о феномене детства как такового. Рассказчик смотрит на мир глазами ребенка, для которого всё вокруг — чудо: море и друзья, подзорная труба и коробка с пуговицами, весы в поликлинике и разговоры взрослых. А послушать маленькому Паше было кого: он родился в семье известного художника Виктора Пивоварова и писательницы Ирины Пивоваровой. При этом мальчик не остается пассивным наблюдателем, он активный участник (а порой и зачинщик) всего происходящего. Английское, французское, позднесоветское, дворянское детства — все это грани одного особого состояния, существования в ситуации двоемирия с предельно проницаемой границей между мирами. В последних главах выясняется, что роман представляет собой испытание нового жанра, которому автор присвоил название «эйфорический детектив».

Хелена Побяржина «Валсарб»

Девочка живет в небольшом городе. В городе много озер, холмов, есть костел и сквер. В сквере памятник погибшим в войну. На табличках много имен, но в братской могиле их гораздо больше. Напротив сквера школа, построенная на месте старого еврейского кладбища. У девочки не очень много друзей: ей гораздо интереснее читать книжки и играть в буквы. Например, в название города — Валсарб. Может быть, его нужно читать наоборот, но это неважно, важно, что буквы всегда за девочку, а цифры — против. Маленькая героиня обладает суперспособностью: она видит «бывших людей», которые приходят к ней, чтобы она помогла им вернуть их забытые имена. Одним из таких людей оказывается юноша из сквера, человек, которого знают в нескольких странах мира, но его имени почему-то нет на этих плитах вокруг памятника. Девочка не может понять, кто он и чего хочет от нее, до тех пор пока не наткнется на фотографию в толстой книге в букинистической лавке. Тонкий и очень красивый роман о личной и исторической памяти, человеческом предназначении и ошибках прошлого, отзывающихся в настоящем.

Евгений Кремчуков «Волшебный хор»

В новом романе Евгения Кремчукова роль античного хора выполняют вездесущие комментаторы в социальных сетях, у которых есть мнение по любому поводу. Это роман о взаимоотношениях человека с личной и коллективной памятью, о дружбе и верности, взаимоотношении человека с обществом и любви животворящей и губительной. Учитель гимназии Протасов арестован по обвинению в экстремизме, но его друг детства пытается разобраться в случившемся и помочь Протасову. Но чем больше он погружается в его историю, тем больше загадок встречает на своем пути. Прошлое сложно, запутанно и туманно, но без него невозможно понять настоящее.

Эдуард Лимонов «Книга мёртвых – 2»

Есть мнение, что знакомство с писательским наследием Эдуарда Лимонова лучше всего начинать как раз с «Книг мёртвых». Именно в них максимально лаконично и концентрированно отразился его стиль: честность, полемичность, отсутствие непререкаемых авторитетов, внимание к деталям. В центре любой книги Лимонова, даже если формально она посвящена другим людям, всегда он сам — как рассказчик, как герой, как свидетель и участник. Эти тексты трудно назвать некрологами в прямом смысле этого слова, скорее, это очерки — о родителях, Наталии Медведевой, Сергее Довлатове, Хельмуте Ньютоне, Анатолии Приставкине и многих других, известных и совсем нет. Об очень разных людях, которых объединяет только одно: все они были в жизни Лимонова, а он, пусть совсем кратко, был в их жизнях. Теперь, когда все они не здесь, эти тексты звучат особенно выразительно.

Лена Элтанг «Побег куманики»

Фирменный стиль Лены Элтанг — поэтическое, медленное, невероятно красивое повествование, фрагментарное и вводящее в заблуждение, на дне которого, под множеством слоев, детективный сюжет. Редкий случай продуманной, выстроенной, сюжетной прозы поэта. Прием ненадежных рассказчиков освоен автором в совершенстве: кажется, они могут ввести в заблуждение не только друг друга и читателя, но и самого автора. Но разгадка непременно будет, и множество мельчайших, тонко вырезанных деталей сложатся в резное полотно без единого изъяна. Игра слов здесь заложена уже в название — это первая загадка, которую предстоит разгадать внимательному читателю. Но их будет еще много, автор завладеет вниманием стремительно и уже не отпустит: коготок увяз — всей птичке пропасть.

Юрий Мамлеев «На этом свете»

В этой книге собраны самые поздние рассказы Юрия Мамлеева, родоначальника жанра метафизического реализма, написанные им после возвращения из эмиграции в Россию для разных глянцевых журналов. Некоторые из них никогда больше после той журнальной публикации не издавались. Это рассказы о новом поколении «шатунов», наследниках той самой неподражаемой (вернее, весьма многими подражаемой, но неповторимой) традиции. Мамлееву удавалось удивительное: его рассказы лишены прямых примет времени, действие в них происходит, с одной стороны, всегда и никогда в его собственном мире, а с другой — совершенно очевидно (на уровне ощущений, предчувствий, атмосферы), что речь в них идет именно о России 1990-х. Великий автор, которого мы продолжаем открывать для себя даже спустя годы после его ухода.

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство