02 Февраля 2023
Поделиться:

Миллениалы, Бродский, киберпанк: что читать у «Альпина.Проза» в феврале

За январь мы дочитали книги, припасенные на новогодние каникулы, и начинаем поглядывать на книжные полки в поисках новинок. А значит, самое время рассказать о том, каких книг ждать в феврале. О некоторых из них Татьяна Соловьёва, главный редактор «Альпина.Проза» уже рассказала в статье о самых ожидаемых книгах 2023 года, поэтому сейчас кратко напомним, кто герои наших новинок и в чем основной конфликт этих книг.

Александра Шалашова «Салюты на той стороне»

Герои: Одиннадцать рассказчиков, из которых восемь детей и трое взрослых. Десять из них отправлены из охваченного войной города в санаторий для слабовидящих на другой берег Сухоны. Детям нужно переждать, когда война закончится, тогда за ними придут родители.

Конфликт: Мост через Сухону разрушен. Связи с городом нет. Оттуда доносятся хлопки и разрывы: то ли стрельба, то ли салюты в честь победы. В какой-то момент оставшиеся без еды дети вынуждены взять ответственность за собственную жизнь на себя.

Анна Лукиянова «Это не лечится»

Герой: Семнадцатилетняя Аня — обычная школьница, которая, однако, ощущает свою необычность, но поначалу не может ее объяснить. Участие и сопереживание в ней обострены до предела — она чувствует ответственность за все происходящее с ее близкими.

Конфликт: У Ани обсессивно-компульсивное расстройство. Ей предстоит узнать о нем и принять себя в новом качестве, обрести уверенность в себе и надежду на счастливое будущее, не позволить потребности в странных ритуалах взять над собой верх.

Марго Гритт «Вторжение»

Герои: Миллениалы, чье детство пришлось на 1990-е, а юность — на 2000-е. Поколение, которое стало взрослым, но сохранило детскую ранимость. Зумеры, не заставшие лихие девяностые — первое цифровое поколение. Кто они? Девушка, забеременевшая от соседа по даче, приятеля родителей; мальчик, что во время ковида учится целоваться на античной статуе в музее; девочка, которую бабушка приводит в церковь втайне от родителей; школьница маленького провинциального городка, не знающая, какой будет ее жизнь после выпускного.

Конфликт: Каждый из героев Марго Гритт испытывает вторжение чего-то или кого-то постороннего в свою жизнь и учится справляться с этими вторжениями: так, чтобы, как и раньше, ощущать свою жизнь подлинно своей.

Алексей Поляринов «Центр тяжести»

Герои: Братья Петро и Егор, их сводная сестра Марина и друг Грек. Сперва они дети — и роман начинается как классическая повесть о взрослении с элементами детектива, где дети ищут исчезнувшее с карт Третье озеро в родном городе.

Конфликт: Детство проходит, и повесть о взрослении оборачивается антиутопией с элементами киберпанка: изолированная страна, тотальная слежка, проблемы оппозиционных СМИ. Несколько поколений одной семьи, внезапный переход от счастливого и безмятежного детства к пугающей реальности. Две части романа кажутся двумя отдельными книгами, но в этом контрасте как раз и заключена идея «Центра тяжести»: мы сами не заметили, как проснулись в современности.

Эдуард Лимонов «Книга мёртвых»

Герои: Лиля Брик, Венедикт Ерофеев, Иосиф Бродский, Генрих Сапгир, Энди Уорхол, Юлиан Семёнов, Трумен Капоте и многие другие. Это «личные мёртвые» Лимонова, люди, которые так или иначе присутствовали в жизни писателя и оставили след в его памяти.

Конфликт: С каждым из этих людей у Лимонова были личные отношения. Иногда не просто отношения — счеты. Он не из тех, кто оглядывается на авторитеты и выбирает выражения. И смерть в этом смысле для него ничего не меняет. Это повод вспомнить, но не приукрасить. «Книга мёртвых» — не столько некрологи, сколько мемуары: в каждой из этих историй в центре рассказчик, а не герой. И именно в рассказчике ключ к пониманию этой книги.

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство