20 Июля 2022
Поделиться:

«Позорная стигма»: историк Михаил Майзульс о том, как в Средневековье помечали врагов

Литературный обозреватель Forbes Life Наталья Ломыкина поговорила с автором книги «Воображаемый враг» о том, как в Средние века использовали цвет и другие детали для изображения «чужих», и о том, дожили ли средневековые практики до наших дней.

Как вы думаете, какие из приемов Средневековья продолжают работать в наши дни? Как можно сопоставить средневековую иконографию и сегодняшние политические карикатуры? Насколько это работающий инструмент и что из перечисленного вами — материальное, телесное, цвет — до сих пор активно?

Есть вещи, которые, конечно, ушли или изменились до неузнаваемости. Например, символика «позорных» и «низких» цветов или коды, связанные с одеждой, головными уборами — все, привязанное к реалиям эпохи, изменчивым модам и различиям во внешнем облике разных сословий. Такие вещи обычно специфичны для конкретной эпохи и конкретного региона. И не живут века.

Осталось то, что связано с телесностью врага: уподоблением его зверю или деформацией черт, подчеркиванием его уродства. Естественно, такие приемы давно использовались в искусстве разных народов задолго до Средних веков, но именно в Европе на пороге Нового времени сложился набор визуальных решений, которые затем привели к появлению нового самостоятельного жанра — карикатуры.

На позднесредневековых изображениях мы без труда найдем язычников, иудеев, еретиков, грешников с длиннющими носами, зверскими чертами лица, агрессивной мимикой. Уродство лиц и тел должно было обличить уродство их душ. В Новое время художники продолжили игры с физиогномикой и стали представлять не только типажи, но и конкретных людей. Один из главных приемов карикатуры — утрирование каких-то особенностей внешности. Длинный нос становится еще длиннее, унылая долговязая фигура — еще тоньше и печальнее, толстый живот — еще огромнее. Человек превращается в физиогномическую гиперболу. И такая карикатура работает, пока изображенный остается узнаваемым. Это вид портрета, а портрет как жанр, по сути, родился на рубеже Средневековья и Нового времени.

Но приемы визуальной сатиры к игре с лицом, конечно, не сводятся. Еще один инструмент, который восходит к Средним векам, — сближение или даже отождествление врага с дьяволом, источником зла.

Как это делалось?

Просто. Как в Средние века обычно изображали дьявола и демонов? В облике крылатых теней, драконов и змеев — агрессивных гибридов, соединяющих элементы человека и зверей, рептилий, птиц и насекомых. Чтобы изобличить еретика или политического оппонента, можно было изобразить его бок о бок с демонами, показать, что они им верховодят, что он им служит; что они ему нашептывают, что делать. Или придать самому врагу облик дьявола, визуально отождествить его с источником зла.

Полный текст интервью вы можете прочитать на сайте журнала Forbes.

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство