03 Ноября 2021
Поделиться:

Суши, манга и J-pop: какие элементы японской культуры завоевали популярность во всем мире

День культуры в Японии традиционно отмечается 3 ноября. Многие вещи из Страны восходящего солнца удивительным образом прижились и в России: мы любим мангу и аниме, заказываем суши на обед и с удовольствием носим забавные костюмы кигуруми. Мы собрали пять элементов японской культуры, которые полюбились многим людям в других странах.

Манга
Комиксы манга обрели большое жанровое разнообразие и стали особенно популярны в 1950–1960-х годах. Историк Нэнси Сталкер в книге «Япония. История и культура: от самураев до манги» пишет, что ученые до сих пор не пришли к единому выводу, как возникла культура манги: берет ли она начало в живописных свитках Тёдзюгига, иллюстрированных романах (кибёси) и ксилографиях периода Эдо или в «бумажном театре» камисибай и рассказах в картинках периода Мэйдзи. Некоторые считают, что манга — отдельный новый жанр массовой культуры. «Крестным отцом» современной манги и аниме называют аниматора Осаму Тэдзуки. За свою карьеру он создал более 500 манг.

Сегодня этот вид изобразительного искусства популярен не только в Японии, но и в России, США, Канаде, Германии, Италии, Франции и других странах.

Музыка J-pop
Поп-музыка насчитывает много разных жанров. Японскую «попсу» отличают милые и невинные тексты песен, юные или поддерживающие образ тинейджеров исполнители, а также их особая трогательная манера держаться на сцене. Первые японские поп-кумиры появились на сцене в 1960-х — начале 1970-х годов. В Японии даже есть своя Мадонна — Сэйко Мацуда. Эта поп-дива знаменита тем, что 24 ее песни подряд занимали первые строки хит-парадов Японии все первое десятилетие XXI века.

Японские кумиры приобрели популярность по всей Восточной Азии, а потом стали известны и на Западе. Сейчас слушать J-pop модно во многих странах.

Японская кухня
Японская кухня — это не просто еда, а часть культуры. Прием трапезы в Японии — настоящая церемония, и это знает каждый, кто хоть раз был в аутентичном суши-баре. До 1970-х годов людям на Западе претила идея есть сырую рыбу, составляющую основу японской кухни. Первый американский суши-бар открылся в 1972 году, когда американцы начали искать альтернативу тяжелому стритфуду, в основном представленному мясом и картошкой, — пишет Нэнси Сталкер. Свежая рыба с рисом и овощами быстро приобрела популярность как сытный и необычный вид обеда. К 1980-м годам в Америке суши уже перестали быть экзотикой, а сегодня японская кухня известна во многих странах, в том числе и в России.

Японская мода
В 1980-х годах японская мода вышла на международную арену, а дизайнеры Иссэй Миякэ, Ёдзи Ямамото и Рэй Кавакубо, Ханае Мори стали известны не только у себя на родине. В 1990-х годах мир охватила «эпидемия» японской школьной формы. Образ когяру (девочки-старшеклассницы из Японии) примеряли на себя и взрослые женщины. Плиссированная юбка, гольфы и блузка с воротничком, а также тренд на густую черную подводку для глаз стали мировой тенденцией. В дальнейшем этот образ претерпевал различные вариации. Например, такой костюм сочетали с грубой тяжелой обувью, чтобы противостоять патриархальным традициям, диктующим, что образ девушки должен быть исключительно нежным и милым.

Милые аксессуары
Брелки с мультипликационными героями, футболки, игрушки, кошельки и другие аксессуары раньше были прерогативой американской студии Disney. Японские сувениры были популярны только на внутреннем рынке. Но вместе с ростом интереса к манге и аниме появился и спрос на товары с соответствующей символикой. Важная составляющая этого рынка — симпатичные и обаятельные персонажи, чьи изображения украшают различные аксессуары.

Многие герои аниме и манги, а также японские поп-звезды культивируют образ детства, черты беспомощности и ранимости. Поэтому в японских аксессуарах преобладают яркие цвета и другая «детская» атрибутика, что и неудивительно: японская взрослость предполагает тяжелые обязанности и суровые ограничения, которым необходимо подчиняться.

Книги

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство