14 главных романов «Альпины.Проза» в 2023 году. Выбор главного редактора Татьяны Соловьевой
Новые имена, громкие премьеры и финалисты ведущих литературных премий — главный редактор издательства «Альпина.Проза» Татьяна Соловьева рассказывает о главных книгах издательства в 2023 году.
Лауреаты и финалисты ведущих литературных премий
«Его последние дни» Рагима Джафарова
Лауреат премии «Ясная Поляна» (номинация «Выбор читателей»)
Психологический роман о писателе и природе творчества, о травмах прошлого и границах нормы. Понятие «психологической прозы» Рагим Джафаров понимает буквально: часто в его книгах действует психолог или психоаналитик. Герой этого романа — писатель, который имитирует суицидальные мысли, чтобы попасть в психиатрическую больницу и написать о ней книгу. Однако попасть в больницу оказывается гораздо проще, чем выйти из нее.
«Отец смотрит на запад» Екатерины Манойло
Финалист премии «Ясная Поляна»
История девочки Кати, которая росла в смешанной казахско-русской семье, и это смешение культур не обогатило ее, а стало травматичным опытом. Перед отцом она виновата самим фактом своего рождения не мальчиком, а мама после семейной трагедии уходит в монастырь, по сути бросив дочь. Это история побега от прошлого (с неизбежным возвращением к нему в новом статусе), поиска себя и собственной идентичности.
«Волшебный хор» Евгения Кремчукова
Финалист премий «Большая книга» и «Ясная Поляна»
Роман об отношениях человека с прошлым — как собственным, так и с большой историей. Книга о том, как легко и быстро в эпоху социальных сетей рушатся любые репутации, как трудно выловить зерна истины в стройном хоре комментаторов. Автор задается вопросами: как прошлое влияет на каждого из нас и кто мы в отношениях с ним? Что зависит от нас и над чем мы не властны?
«Салюты на той стороне» Александры Шалашовой
Финалист премии «Большая книга»
Роман-метафора о том, что перед лицом больших катастроф и глобальных общественных изменений никаких взрослых нет. Каждый из нас — полуслепой испуганный ребенок, дезориентированный во времени и пространстве, слышащий голоса мертвых и живых и не способный разобраться в том, что они ему говорят.
«Валсарб» Хелены Побяржиной
Финалист премии «Большая книга»
Роман о коллективной памяти и исторической справедливости. История девочки, которая во снах (и иногда наяву) видит «бывших людей» — тех, кто жил в ее городе Валсарбе (она играет со словами и читает их задом наперед) и погиб во Второй мировой или сгинул в гетто. У этих людей не осталось могил и потомков, которые могут помнить их имена, поэтому они приходят к ребенку и рассказывают ему свои истории, чтобы хоть кто-то сохранил о них память. Одна история оказывается для героини слишком личной: настолько, что спустя много лет она решается написать об этом книгу.
Громкие премьеры
«Ветер уносит мертвые листья» Екатерины Манойло
Психологический роуд-муви про двух сестер, которые стали жертвами домашнего насилия. Они бегут от прошлого, строя планы на будущее, но прошлое не готово так просто их отпустить. История, в которой, как в линчевском «Твин Пиксе», у каждого героя оказываются свои демоны под ворохом белья в шкафу, и автор умело и жутко выпускает их на волю.
«Комната Вагинова» Антона Секисова
Герой романа Антона Секисова — молодой филолог Сеня, не очень умеющий выстраивать коммуникацию с людьми, который собирается писать биографию Константина Вагинова для серии ЖЗЛ. Для того чтобы лучше понять своего героя, буквально влезть в его шкуру, он снимает комнату в той коммуналке, где когда-то жил Вагинов. Питерская коммуналка ведет себя ровно так, как от нее можно было ожидать. Бедному робкому интроверту придется выстраивать отношения с соседями: итальянским алкоголиком (и, возможно, шпионом) Гаэтано, то ли безумным, то ли прочно вжившимся в образ поэтом Сергачевым, девушкой, ведущей блог про своего енота Николая Васильевича, и странноватым любителем античной философии, удерживающем в заложницах связанную девушку с кляпом во рту.
Серия ретродетективов о ротмистре Мурине от Юлии Яковлевой
События серии детективных романов Юлии Яковлевой разворачиваются в 1812 году. Молодой гусар Мурин по воле случая оказывается втянут в расследование ряда преступлений.
Осенью 1812 года раненный на фронте гусар Мурин возвращается в Петербург. Не в силах выносить фальши светских балов и приемов, Мурин собирается покинуть столицу, но узнает, что его сослуживец Прошин арестован по обвинению в убийстве дамы из игорного дома. Сестра сослуживца просит Мурина разобраться. Тот сразу понимает, что мертвецки пьяного Прошина подставили, и начинает собственное расследование. Это события первой части — романа «Бретёр», но уже вышли три книги.
Яркие дебюты
«Виланд» Оксаны Кирилловой
«Виланд» — первый роман тетралогии Оксаны Кирилловой «Тени прошлого». Романы охватят события с 1920-х годов до конца ХХ века, основные действия будут разворачиваться в Германии и СССР.
Роман «Виланд» повествует о немецком школьнике Виланде фон Тилле, живущем в Баварии и наблюдающем становление гитлеровского режима. Как все его одноклассники, он с восторгом принимает перемены, видит в новом лидере мощь, силу и способность сделать его страну снова великой после Первой мировой войны. Но если молодежь практически единодушна, то в старших поколениях раскол: одни готовы поверить в программу бойкого политика, другие слишком боятся революционных потрясений, поскольку знают о войне не понаслышке. Виланд взрослеет, впервые влюбляется, но все сильнее верит в правильность своего политического выбора, он хочет быть не свидетелем, но активным участником строительства светлого германского будущего — после недолгой подготовки он становится охранником в концентрационном лагере Дахау.
«Гнездо синицы» Ромы Декабрева
Яркий литературный дебют — филигранная стилистическая проза, вызывающая ассоциации с лучшими образцами европейского модернизма: Прустом, Музилем, Вулф. Сюжет этого романа отталкивается от детского воспоминания героя, которое и дало название всему произведению, именно там появляется то самое гнездо синицы. Это история, которая строится как поток ассоциаций, образов и эпизодов, имеющих структуру и сквозной сюжет, но пытающихся ухватить логику потока сознания. В нем мы не разделяем первичную и вторичную реальность, реальность нашей жизни и прочитанных новостей, воспоминания трансформируются со временем, меняют очертания, подменяют смыслы. Это литература, говорящая с читателем о самом читателе.
«Это не лечится» Анны Лукияновой
Повесть о взрослении подростка с обсессивно-компульсивным расстройством в небольшом провинциальном городе, когда впереди выпускной и вступительные экзамены, а в голову как будто врезаются миллионы стрел-истребителей, требующих исполнения странных ритуалов, чтобы не случилось что-то очень плохое.
Несмотря на тяжелую тему, это очень светлая книга о том, какие мы все разные, и дело тут совсем не в наличии или отсутствии диагнозов. Диагноз же иногда, наоборот, становится утешением — это лечится, многие люди живут с таким же, есть терапия, при которой можно жить счастливой полноценной жизнью. Повесть о сложной жизни подростка в период неопределенности и тревоги, но с таким необходимым обещанием будущих радостей.
«Одиночка» Маргариты Ронжиной
Саше двадцать пять, она только что родила первенца, но ей предстоит воспитывать его одной. Пытаясь осознать себя в роли матери-одиночки, она не сразу понимает, что с мальчиком что-то не так. Впереди очень непростой опыт: у ребенка диагноз, впереди больница, а потом долгая реабилитация, но и после сын никогда не станет «как все». Саша чувствует, что от прошлой жизни не осталось и следа, нужно как-то понять правила, по которым будет строиться новая. А главное — захотеть по ним жить и научиться быть счастливой и «вопреки», и «благодаря». «Одиночка» — роман о преодолении и поддержке, о вере в собственные силы и материнской любви.
Над материалом работала Татьяна Соловьева