5 мифов о кинопрофессии
О кинопрофессии бытует много мифов и стереотипов. Человек из мира кино нередко представляется исключительно вдохновленным творцом, представителем богемы, возвышенным и неутомимым созидателем. Что, если режиссеры, сценаристы и актеры тоже страдают от профессионального выгорания? Где поставить запятую во фразе «уйти нельзя остаться», когда кажется, что дело всей жизни не оценено по достоинству, а зритель не понимает картину?
В книге «Уйти нельзя остаться. Кризисы, выгорание, смыслы и ресурсы в кинопрофессии» гештальт-терапевт Татьяна Салахиева-Талал, сценаристы Юлия Лукшина и Дина Дзираева вместе помогают найти выход из кризиса, который может настигнуть и начинающего, и опытного кинематографиста. И один из главных врагов профессионала — это мифы о профессии.
Почему мифы о кино вредят?
Любой миф имеет определенные жизненные корни, ведь он вырастает из феноменов реальности.
И вместе с тем, когда феномен раздувается до уровня предельного обобщения, он отрывается от действительности, становясь тотальным, преувеличенным, превращаясь в кривое зеркало, искажающее положение вещей, стирающее нюансы и полутона, и при этом воспринимается окружающими как аксиома.
Таким образом, многие мифы становятся вредоносными, принося страдания тем, кто оценивает себя и свой творческий путь сквозь призму расхожих заблуждений.
Миф 1: о таланте
В любой творческой сфере присутствует культурная иерархия. Гений, выдающийся талант, большой талант и талант поскромнее, способный человек, человек не без способностей, середнячок, троечник и графоман. Наконец, бездарность.
Исходя из этой логики, таланту противопоставляется ремесленник — человек без авторского голоса, без крыльев и полета, работающий по шаблону, действующий по указке заказчика.
Правда: творческая мышца требует постоянного развития.
Талант без тренировки выдыхается, а нередко и регрессирует.
Кроме того — и это, пожалуй, главное, — талант не равен навыкам. Талант — как физическая красота — функция предустановленная, а навыки и инструменты в профессии приобретаются с обучением и опытом. Поэтому опора исключительно на свой талант иногда играет злую шутку — заставляет обесценивать такие «скучные», но необходимые качества, как работоспособность, «длинное дыхание», целеустремленность.
Способности, которые развиваются через качественное образование и осмысленную тренировку, в долгой перспективе способны привести к не менее значимым результатам.
Миф 2: о волосатой руке
Миф о круговой поруке и волосатой руке нередко служит утешением после болезненных соприкосновений с индустрией: молчания в ответ на запросы и обращения, несостоявшегося договора, подвешенной и нерешенной ситуации, каких в мире кино случается множество, обойденности в творческом конкурсе. Это вещи болезненные. Надо сказать, последняя категория активнее других провоцирует домыслы, потому что узнать, на чем строится решение о номинациях, действительно сложно — это, как правило, среднее производное от случайности, чьих-то интересов и конкурентной борьбы.
Правда: не будем утверждать, что всегда, но чаще то, что выглядит как злонамеренная коррупция, — следствие более прозаических причин.
В кино слишком много процессов, неподконтрольных отдельным участникам. Многие решения, влияющие на наш личный рабочий процесс, от нас скрыты. Информационный вакуум, непрозрачность общения порождают подозрения и негативные домыслы.
Действительность такова, что иногда мы так и не узнаем правды — осталось ли наше дерзание вне поля чьего-то зрения, показалось ли неподходящим по объективным или вкусовым оценкам, предпочли ли нам кого-то, опираясь на личные или профессиональные критерии, и т. п. А домыслы, как известно, еще ни на кого не действовали благотворно.
Миф 3: о творческом человеке
Истинный художник должен быть голодным — жить эмоциями, быть невротичным и страдать, а если поводов для страдания не будет, то художник превратится в скучного обывателя и топливо для творчества закончится, потому что именно страдание с его яркими проявлениями ассоциируется с возможностью творить. А еще он странный, не от мира сего, забывчивый, необязательный, нередко пьющий.
Правда: не страдание — пища для творчества, а интерес, восприимчивость, открытость, внимание к себе и к миру.
Творческому человеку приходится заниматься прозаическими вещами, обеспечивать себя, как и всем остальным, ориентироваться в вызовах современного мира, но сверх того есть еще и требовательная, «безразмерная» сфера творческой работы — с ее вызовами, рефлексией, подводными камнями, переживаниями.
Мы должны это знать, принимать и уважать.
Миф 4: о свободе
Представитель кинопрофессии может свободно творить без оглядки на других.
Правда: то, что выглядит со стороны как свобода, таковой на самом деле не является. Кино — усилие групповое, а значит, все связаны со всеми и подчиняются массе требований и правил. Даже сценарист — человек, с которого все начинается, и, казалось бы, человек, главным рабочим инструментом которого является его личный опыт и фантазия, — включен в сложную систему товарно-денежных и рабочих отношений.
Миф 5: о прорыве
Истории успеха часто рассказывают нам, как жил себе обычный человек, а потом с ним случился знаковый проект, проект судьбы, пришедший словно принц на белом коне, и автор вознесся на олимп славы и достатка.
Правда: сверхожидания, с которыми связаны знаковые для нас задумки, редко оправдываются — по крайней мере, в той форме, которую мы себе мысленно обрисовали, зато часто приводят к сверхразочарованиям, а от них рукой подать и до эмоционального истощения и выгорания.
Прорывы действительно иногда случаются, но минута славы быстро проходит и уж точно не гарантирует почивание на олимпе успеха отныне и во веки веков.
Подробнее о мифах и реальности индустрии кино можно прочитать в книге «Уйти нельзя остаться. Кризисы, выгорание, смыслы и ресурсы в кинопрофессии».