Анастасия Максимова: «Практически любую литературу можно отнести к „литературе травмы“»
Интервью для журнала «Сноб»
В журнале «Сноб» вышло большое интервью Анастасии Максимовой, автором романа «Дети в гараже моего папы». Читайте о депрессиях, сложных темах и травмах в литературе.
— Критики отнесли «Дети в гараже моего папы» к «литературе травмы». Сегодня этот жанр, описание травматических переживаний детства, приобрел немалую популярность в России. Чем вы это объясняете?
Мне кажется, практически любую литературу можно отнести к «литературе травмы». Но, если мы говорим о рефлексии детских переживаний и почему именно сейчас так много об этом пишут, снимают фильмов, записывают подкастов, связанных с этим, причина этому, на мой взгляд, сильный скачок в вопросах нормы и ненормы, случившийся в последние годы. И этот скачок пришелся на взросление современных миллениалов, современных 30-летних авторов. То есть то, как я росла, и то, как росли многие мои ровесницы, современным поколением воспринялось бы как абсолютный ужас. То, что в нашем детстве считалось нормой, для современных подростков давно не норма. Здесь возникают попытки понять, что есть норма, и признаться, что то, что считалось обычным для нашего поколения, молодые не поймут. То есть переосмысление детских травм — это такой поиск таких же, как ты.
— Вы написали подробный гид по депрессии. Расскажите немного о ней. Депрессия помогает в творчестве? Можно ли назвать ее постоянным спутником всякого пишущего человека?
Депрессия не помогает ни в творчестве, ни в карьере, ни в быту. Депрессия — это нечто, что уничтожает тебя как личность. Часто мне задают вопрос: «Правда ли, что творческие люди страдают депрессией чаще, чем нетворческие?» Здесь я могу с уверенностью сказать, что депрессия не делает различия между рабочим и известным писателем. Перед депрессией все равны. Другое дело, что рабочий, скорее всего, не будет рефлексировать свое ментальное состояние, и вопрос скорее в уровне гласности: тот инфопузырь, в котором обитают писатели, не стигматизирует депрессию.