19 Декабря 2024
Поделиться:

Античность нового мира

От «Hades 2» до сериала «Царство падальщиков»

Античность в XXI веке окружает нас в кино и мультфильмах, в компьютерных играх и даже модных брендах одежды. К выходу книги «Боги и смертные: Современное прочтение мифов Древней Греции» команда «Альпины нон-фикшн» и «Альпины. Проза» делится своими любимыми переосмыслениями мифов в современной культуре.

Мое первое знакомство с мифами — сериал «Одиссей» Андрея Кончаловского (1997). Это было еще в начальной школе. Смотрели сериал вместе с мамой, как раз под Новый год. Помню, насколько яркими были мои впечатления! Она мне подробно объясняла, кто же такие сирены, почему так тяжело было сразиться с циклопом, кто такой Посейдон и где вообще находится Итака… Помню, как переживала, что сын Одиссея уже такой взрослый, а его отец все не может добраться домой, сочувствовала Одиссею в его бесконечном странствии. 

Первое, что пришло в голову, — это гремевшая не так давно игра Hades и ее продолжение Hades 2. Создатели с такой любовью подошли к разработке этих игр, что все образы античных богов, героев, духов (даже география подземного мира!), с одной стороны, вышли узнаваемыми, а с другой — в лучшем смысле осовремененными. Авторы попытались представить, как иначе могли бы выглядеть знакомые нам персонажи — от Харона до Аида, — и сделали это с вниманием к деталям: в каждом визуальном образе можно найти сотню грамотных отсылок к первоисточнику, поданных не в лоб, а аккуратно. Для себя я отдельно отметил визуализацию Кроноса, главного антагониста второй части игры: использование египетских мотивов в его образе прекрасно подчеркивает и его древность (как известно, греки считали египтян хранителями древней мудрости), и власть над временем, и связь с поздним греко-египетским синкретизмом, из которого родился знаменитый Гермес Трисмегист, или же Тот-Гермес.

«Геркулес» — мультсериал, с которым связаны самые теплые детские воспоминания. Просыпаешься в субботу утром, включаешь телевизор — а там подросток Геркулес ходит в школу (прямо как ты) и готовится стать героем (твои планы на жизнь пока что не менее грандиозны). Постепенно ты знакомишься с остальными героями — Икаром, Зевсом, Аидом, Афиной, Герой. Их имена и истории остаются с тобой навсегда, и даже при столкновении с более «взрослыми» интерпретациями мифов ты испытываешь радость узнавания давно любимых персонажей. Именно «Геркулес» стал для меня проводником в мир древнегреческой мифологии и показал богов и героев яркими и интересными. Словом, такими, какие они есть в действительности.

Мы никогда не узнаем, какой была первая мысль человека, как звучала первая членораздельная фраза и как выглядело первое орудие труда. И хотя мир давно расколдован, именно в начале времен жили боги. В сериале «Царство падальщиков» космический шаттл «Деметра», названный в честь античной богини плодородия, терпит крушение на неизвестной планете. Главные герои оказались в мире, где человеческая мысль и речь звучат впервые, и им только предстоит дать названия растениям и животным. Это очень красивая и щедрая планета: плоды, ископаемые всегда полезны для человека, но в то же время каждое ее создание невероятно опасно. Как семенам на плодородной почве, человечеству с позволения «Деметры» предстоит прорасти в новом мире.

Наверное, самое любимое — Орфей и Эвридика в декорациях Булгаковской Москвы, хотя «Мастер и Маргарита» не самый любимый булгаковский текст для меня. И одиссея с одним кольцом, чтоб править всеми. Хотя Толкин, как и Булгаков, тоже классик, а не современник.

В новейшей истории мне нравится, как работает миф о Кносском лабиринте применительно к медленной, почти бессюжетной прозе Ромы Декабрева и Максима Семеляка: в их романах герои сами себе Тесей и Минотавр, а спасительная нить натягивается в руках читателя. Всегда переживаю, наблюдая, как взмывают к небу на крыльях, скрепленных воском пассионарности, икары и дедалы фантастов Дмитрия Захарова и Рината Газизова.

Ровно так же, как почти все ответы о любви, почти все вопросы литературы были заданы еще в Античности. И современные авторы немало ресурса черпают в прошлом, придавая новые смыслы прежним героям. И это здорово.

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство