25 Мая 2024
Поделиться:

Азарт познания: как быть филологом в 2024 году

Как учиться и жить юному филологу: разбираемся вместе с кафедрой русской литературы XX–XXI веков Института филологии МПГУ.

Специально ко Дню филолога решили разобраться, что делать (и чего делать не стоит) студентам и начинающим специалистам, которые хотят преуспеть в этой области. Вместе с кафедрой русской литературы XX–XXI веков Института филологии МПГУ  и кафедрой журналистики и медиакоммуникаций имени В. А. Славиной собрали шесть ключевых советов. Рассказывают Янина Солдаткина, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций имени В.А. Славиной и кафедры русской литературы XX–XXI веков , и Татьяна Соловьева, главный редактор издательства «Альпина.Проза» и бывшая студентка МПГУ.

Первое: Начнем с простого. А для чего вообще учиться быть филологом? Получать  удовольствие от чтения книг, изучать языки ради прагматических нужд можно, в общем, и без какой-то специальной подготовки или корочки. Но филология, как и любая наука, в идеале предлагает системный взгляд на словесность. Как из набора слов рождается сначала предложение или же – поэтическая строка, а за ними следует продолжение в соответствии с заданными координатами; как произведения разных авторов одной эпохи перекликаются друг с другом, а все вместе – с литературной традицией, откуда эта традиция вообще берется… Вот за комплексными ответами на эти вопросы все-таки стоит обратиться на филологические факультеты университетов и институтов, в том числе и педагогических вузов, где вместе с «классической филологией» можно научиться и практическим навыкам преподавания русского и литературы, а это существенно расширяет спектр возможностей последующего трудоустройства.  

Для тех же любителей слов, которые не собираются становиться профессионалами, современный интернет предлагает массу разного рода курсов в диапазоне от истории литературы до творческого письма. И тут на  любой вкус и кошелек: и лектории медиапроектов, и циклы лекций известных критиков и медиаперсон, и курсы в духе лайфстайл «просто о сложном», позволяющие поддержать в обществе реноме образованного человека. Для практикующего филолога такие курсы – способ и узнать что-то новое и актуальное (если он – слушатель), и, простите, заработать (если он выступает в роли лектора). 

Второе:  Филолог может найти себя и в сугубо научной работе, в том числе связанной с перспективным направлением изучения и создания генеративных языковых моделей (нейросетей), может уйти в журналистику, копирайтинг и другие сферы, связанные с производством словесного контента, тех или иных форм медиатекстов. Но может при наличии педагогического образования  стать учителем словесности, лектором вуза и, обладая соответствующей харизмой, автором собственных онлайн-курсов (да, таким образом круг замыкается). Понятно, что это – довольно долгий и не самый простой путь. Зато интересный и увлекательный.

Третье: Как мне представляется, чем шире  ваш научный кругозор, чем больше исследовательских тем, имен, направлений вы держите в поле своего внимания, тем выше ваша востребованность. В науке, как и в целом в социуме, то и дело возникают и проходят моды на тех или иных авторов или методологию. В 1990-е годы, например, филфак нашего вуза переживал расцвет набоковедения, булгаковедения, потом был период увлечения жанровыми и гендерными темами, например. Сейчас пришла мода на исследование интерпретации литературы другими видами искусств, на визуализацию художественного текста, очень популярны работы в области взаимодействия филологии и медиа – медиатекста,  медиасловесности, медиакультуры и т.д. 

Универсальный филолог может себе позволить выбирать или же совмещать различные проекты. Конечно, всегда есть риск бесконтрольного распыления усилий, но познание – процесс бесконечный, а настоящий ученый учится каждый день, каждую свободную минуту. Вот азарт познания, наверное, и есть самое главное. 

Первое: Не стоит на экзамене придумывать несуществующий рассказ кого-то из классиков и отвечать билет по нему, если не знаете тему. Требуются известная смелость и изрядная фантазия, чтобы на вопрос об особенностях развития русской прозы начала ХХ века изобрести рассказы «Усталый матрос» Максима Горького и «Сизые сумерки» Ивана Бунина. В застольных рассказах старших товарищей это всегда весело и беспроигрышно, но на деле экзаменатор вас точно поймает на такой мелочи, что вы даже не поймете, на чем срезались. Мало того что будет стыдно, так еще и на пересдаче гарантированно завалят за нахальство.

Второе: Не стоит откладывать чтение списков по литературе на последние выходные перед экзаменом. Там же еще билеты учить, в итоге если вы что-то и успеете прочитать, то только краткие содержания, а значит, не запомните ни имена героев, ни сюжетные линии. Да и вообще, если вы поступали на филфак потому, что любите читать и хотите понять, как развивалась мировая литература, чтение пересказов – так себе стратегия.

В студенческую бытность мы как-то считали: чтобы прочитать на 100% все списки обязательной и рекомендованной литературы по всем предметам одного семестра, если не спать, не есть и читать со средней скоростью 24 часа в сутки, на это потребуется 2,5 месяца. А теперь прикиньте, хватит ли вам выходных. Вспоминается, как подруга, учившаяся на тренера по йоге, спросила меня между делом: «В понедельник экзамен, как думаешь, реально санскрит за уикенд выучить?»

Третье: Не стоит считать себя литературоведом вроде Лотмана, как только прочитаете «Поэтику» Аристотеля. Рано, честное слово. Почитайте сперва хотя бы Бахтина с Виноградовым, а лучше еще и Зализняка с Лихачевым, потом поговорим :)

Вам еще все редакции Ипатьевской и Лаврентьевской летописей учить: когда студент учит древнерусскую литературу и старославянский язык, он как никогда далек от мании величия. Потому что, как известно, …

…А, не очень известно? Ну вот. А вы говорите, Лотман.

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство