Багз Банни — трикстер. Разбираем архетипы в кино
Что такое архетипы персонажей и как создать оригинального героя
Персонажи современной культуры по-прежнему связаны с итальянским театром эпохи Возрождения (комедией дель арте) и древнегреческим театром. Как архетипы использовались в фильмах и сериалах — «Дне сурка», «Веселых мелодиях», «Я люблю Люси» и многих других? На этот вопрос отвечает Скотт Диккерс в книге «Уже смешно: Как писать комические тексты».
Что такое архетипы персонажей?
Архетипы — это универсальные представления о типовых героях, которые использовались на протяжении веков. Они берут начало еще в итальянском театре эпохи Возрождения и древнегреческом театре. Многие архетипы персонажей популярны до сих пор — мы легко найдем их в современной культуре.
Кадр из сериала «Я люблю Люси» (1951-1957 г.)
Сегодня мы остановимся на комических персонажах. Основные архетипы: Болван, Неряха, Сноб, Умник, Обычный парень или Обычная девушка, Ребенок-переросток, Недотепа, Ловелас, Зануда, Рубаха-парень (или Прямодушный человек), Наивный простак, Некомпетентный начальник и Трикстер.
Разбор архетипов в фильмах и сериалах
Ребенок-переросток — персонаж, который ведет себя эмоциональнее, чем этого требует ситуация. Он олицетворяет нашего внутреннего ребенка, поэтому вызывает отклик у большинства зрителей. Именно этот архетип часто выбирал актер Уилл Феррелл.
В кино мы можем встретить также Женщину-ребенка — это Люси из комедии «Я люблю Люси»: непосредственная, изобретательная, озорная.
Один из ключевых персонажей комедии — Трикстер.
«Он играет в игры и может нарушать общепринятые правила или даже порядок вещей, чтобы победить. Трикстер берет свое начало в африканской мифологии и часто предстает в обличии кролика или лисы», — пишет Скотт Диккерс.
Классический Трикстер — кролик Багз Банни из мультсериала «Веселые мелодии». Еще один пример — персонаж Билла Мюррея в фильме «День сурка».
Кадр из фильма «Багз Банни или Дорожный Бегун» (1979 г.)
Как создать оригинального персонажа
Чтобы освежить архетип, стоит его переосмыслить! Есть несколько способов:
1) дать герою работу или положение, которых мы никогда раньше не видели (Эйс Вентура из одноименного фильма — Некомпетентный авторитет, но он детектив по розыску домашних животных);
2) сделать его представителем вида, с которым мы раньше не сталкивались (пример: мистер Пибоди из «Приключений Пибоди и Шермана» — Умник, но он собака);
3) поместить героя в среду, в которой мы никогда раньше его не наблюдали (пример: в фильме «Автостопом по Галактике» Артур Дент — Обычный человек, но он попадает в космос).