15 Января 2025
Поделиться:

Бэнкси, Гоголь и карнавальные маски

Интервью с Екатериной Горпинко

Как мода влияет наше восприятие, зачем Гоголю нужны были спицы и почему Серебряный век — это карнавал? Поговорили с Екатериной Горпинко, автором книги «Стихи и вещи: Как поэты Серебряного века стали иконами стиля», о работе над текстом и тонкостях писательского гардероба. А в качестве иллюстрации подобрали фото из книги. 

Четыре поэта с неповторимым стилем 

— В книге вы подробно разбираете гардероб и образы четырех поэтов: Маяковского, Есенина, Ахматовой и Цветаевой. Почему выбор пал именно на них?

Среди многих запомнившихся своим неповторимым внешним образом я выбрала тех, кто сделал свой облик поистине легендарным. У стилистов есть хорошее правило: если нарядиться в выбранного героя на костюмированной вечеринке, будь то поп-звезда или историческая личность, и образ будет узнаваем окружающими, значит, герой безусловно обладает собственным уникальным стилем. В преддверии новогодних маскарадов у друзей дарю идею — перевоплотиться в Ахматову, Маяковского, Цветаеву или Есенина. Это точно запомнится окружающим и не составит особого труда!

Думала взять еще Гиппиус и Гумилева, об образах которых тоже немало воспоминаний оставили современники, но решила остановиться на поэтах первого ряда, более известных и любимых широкой публикой.

Сергей Есенин

— «Стихи и вещи» написаны на стыке истории моды, культурологии и литературоведения... Сложно ли было работать сразу в нескольких плоскостях?

Напротив, сложно было замкнуться на чем-то одном. Мне было интересно изучить, как менялся костюм с течением времени, но в то же время показалось неправильным останавливаться исключительно на теме моды, раз речь идет о поэтах. Обратившись к их творчеству, можно проследить, как предметы гардероба или украшения вплетаются в лирику и, попав в поэзию, переходят из повседневных в разряд легендарных, осиянных вечным светом искусства. Это завораживает.

Шинель и красная свитка

— Вы фокусируетесь именно на Серебряном веке. А есть ли примеры ярких образов поэтов и прозаиков России в предшествующих эпохах? Кого бы выделили?

— Серебряный век — это непрерывная игра, постоянный карнавал, в котором у каждого есть своя роль и к ней прилагающийся костюм. Склонность к переодеванию, эпатажу была характерна для эпохи в целом. Но, разумеется, и в золотом веке творческий потенциал поэтов и прозаиков русской словесности не мог не отражаться в их особой манере одеваться.

Безусловные новаторы в литературе одновременно являлись законодателями мод и иконами стиля. Множество интересных костюмных эпизодов сохранили воспоминания о русских классиках. Чего стоят Пушкин с его дендизмом, заботой о «красе ногтей» и легендарными перстнями-талисманами, Лев Толстой, который пытался овладеть сапожным ремеслом и в честь которого назвали толстовку или Гоголь, подаривший нам иконические предметы одежды в русской литературе — шинель и красную свитку — и обожавший яркие костюмные детали как в жизни, так и в своей прозе. Например, вы знали, что Николай Васильевич прекрасно вышивал, шил и вязал на спицах?

Авторский миф

—  Если говорить о современных писателях и поэтах, российских и зарубежных, чьи бы образы-мифы вы выделили? Ставлю на Пелевина и Алана Мура, а еще Терри Пратчетта!

—  Пелевин или, к примеру, Бэнкси выбрали оригинальную тактику существования в мире искусства: тайна никогда не будет скучна, никогда не надоест читателю и зрителю. По крайней мере, пока производимый продукт этих загадочных творцов держит высокую заданную планку.

Владимир Маяковский 

—  Идея «авторского мифа» — это продукт исключительно эпохи Серебряного века или он появился раньше? Насколько она актуальна до сих пор?

—  Идеи жизнестроительства, когда реальность и творчество сливаются в одно и трудно бывает отделить их друг от друга, пышным цветом расцвели в начале века, однако задатки были еще в эпоху романтизма. Сегодня время новой искренности и создания яркого личного бренда, разница между человеком и поэтом часто бывает почти неощутима, поэтому для ряда творцов эта концепция как никогда актуальна.

 Желтая кофта Маяковского

—  В главе о Маяковском цитируете воспоминания Каменского, связанные с желтой кофтой Маяковского: тот носил ее, «чтобы не походить» на всех остальных присутствующих. Поэтому хочется расширить вопрос: а какой была общепринятая мода Серебряного века? Что носили люди в основной массе?

—  Надо понимать, что мода того времени отличалась от нашей своей формальностью, строго закрепленным сводом правил. Поэкспериментировать с длиной платья, постричься как хочется или накраситься как заблагорассудиться было немыслимо. Да что говорить, появиться без шляпы или перчаток уже считалось недопустимо. 

Более того, время суток также определяло внешний вид. Для каждого случая, будь то визит, прием гостей, бал, выезд верхом, и даже для пребывания дома был свой наряд с подробным перечислением нюансов по отделке и фасону в модных журналах, с которыми неизменно сверялись. Это был не столько вопрос моды, сколько вопрос этикета. У нас сейчас бесконечное разнообразие актуальных трендов, им можно следовать, а можно и вовсе о них не знать. И нам сложно представить, как жилось людям начала прошлого века. Одним словом, не позавидуешь.

Владимир Маяковский 

Например, мужская мода предполагала сдержанные цвета и определенные ткани. Поэты читали со сцены свои стихи, облачившись в пиджак, фрак или смокинг. Юный Маяковский просто не мог себе их позволить, поэтому в том числе и решил эпатировать публику своей кофтой. Если бы не бедность, не видать нам одного из самых смелых стилистических решений в русской поэзии.

—   Складывается ощущение, что любой авторский образ так или иначе строился на том, чтобы им «сломать» какие-то общепринятые правила моды. Согласитесь? Или это не совсем так?

—  Эксцентричность во внешнем облике всегда была свойственна представителям богемы, однако проявлялась она очень по-разному. Кто-то — как, например, Маяковский своей желтой кофтой или Зинаида Гиппиус в мужском наряде и ярком макияже — намеренно бросал вызов обществу. 

Кто-то никакие модные табу не нарушал, а, напротив, задавал тренды. Допустим, Ахматова. После нее юные поэтессы, так называемые «подахматовки», полюбили шали, и до сих пор этот предмет гардероба ассоциируется у нас с богемным образом жизни. 

Были и примеры необычного авторского облика, который вряд ли мог кого-то вдохновить. Велимир Хлебников одевался буквально в лохмотья, чем несколько шокировал современников. Лиля Брик вспоминала: «У Хлебникова никогда не было ни копейки, одна смена белья, брюки рваные, вместо подушки наволочка, набитая рукописями. Когда уезжал в другой город, наволочку оставлял где попало. <…> Пришел он к нам как-то зимой в летнем пальто, синий от холода. Я тут же повела его покупать шубу. Он долго примерял, выбрал фасонистую, на вате. Я дала ему три рубля на шапку и пошла по своим делам. Вместо шапки он купил, конечно, цветных бумажных салфеток (очень уж понравились) и принес мне в подарок».

Марина Цветаева 

Любимые духи Анны Ахматовой

—   В информации об авторе указано, что вы «коллекционер предметов дамского туалета начала ХХ века». Расскажите о своей коллекции! Когда решили собирать, как пополняете, чем привлекают предметы коллекции?

— Все началось в декрете! Так называемый синдром гнездования во время беременности, когда будущие мамы затевают ремонт в ожидании малыша, у меня проявился очень странно: мне срочно понадобилось окружить себя старинными предметами. Так в доме появились отреставрированный столик, полка в стиле шинуазри, антикварный подсвечник в виде раковины и большая картина с вышитым пайетками попугаем 1920-х годов.

Эти спонтанные покупки и положили начало коллекции вещей начала прошлого века, которая довольно скоро стала пополняться в основном предметами дамского туалета и гардероба. Их пока немного, но все дороги сердцу. Некоторые из них можно увидеть на моих лекциях. Например, в антикварном платье со старинной эгреткой на голове я читала лекцию о музах Серебряного века и чувствовала себя в подобном наряде одной из них.

Анна Ахматова

Шляпки, воротнички, перчатки, веера, женские мелочи вроде футляра от помад, пуховок, золотой пудры — все это я находила на «Авито», на разных блошиных рынках и винтажных ярмарках. 

Есть в коллекции и забытые ныне предметы, такие как поллисуар. Это обтянутая лайкой щеточка для полировки ногтей. В XIX веке она была обязательным предметом на туалетном столике не только дам, но и мужчин. Особая моя гордость — это старинные флаконы знаковых для той эпохи ароматов. Например, любимые духи Анны Андреевны Ахматовой «Le Parfum Idéal» от марки Houbigant.

—  Ну и напоследок, говорят, что встречают по одежке. И в книге вы упоминаете, что на образы поэтов зачастую влиял чужой эпатажный внешний вид. Почему мода так сильно на нас влияет?

—  Пожалуй, мода в широком понимании этого слова, предоставляет нам самый простой способ сказать о себе, не говоря ни слова. Я верю, что вещи, которые окружают человека, характеризуют его, становятся частью его самого. Мне кажется, важно не относиться к своему внешнему облику, с одной стороны, наплевательски, а с другой стороны, слишком серьезно и помнить, что мода — это в первую очередь игра, легкая и веселая. Так почему бы к ней не присоединиться? С помощью одежды можно выразить самого себя, это ведь творчество, если не сказать искусство. И герои книги в очередной раз убеждают нас в этом.

 

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство