06 Мая 2025
Поделиться:

Бессонница обеспечена

Ночные кошмары в искусстве: от живописи до компьютерных игр

С древних времен человечество придавало огромное значение снам, пусть и не до конца понимало их природу — ночные видения наделялись магическим и символическим смыслом. Однако обратная сторона обычного сна — кошмар — тоже активно интерпретировалась в культуре. К выходу книги Элис Вернон «Ночные кошмары: Нарушения сна и как мы с ними живем наяву» собрали пять произведений искусства от эпохи романтизма до наших дней, связанных с ночными кошмарами.

«Ночной кошмар» Генриха Фюссли (1781)

«Ночной кошмар» — картина, созданная в 1790 году. На полотне изображена молодая женщина в неестественной позе: ее голова и руки запрокинуты за кровать, а на груди сидит зловещее существо. В спальню заглядывает лошадь с безумными глазами.

Художник передал состояние сонного паралича — явления, при котором человек не может двигаться и говорить, но испытывает яркие галлюцинации. Существа на картине символизируют бессознательные страхи и кошмары.

Фюссли вдохновлялся английской готикой, произведениями Данте, Мильтона и Шекспира.

«Ночной кошмар»

«Сон разума рождает чудовищ» Франсиско Гойи (1799)

«Сон разума рождает чудовищ» — гравюра Франсиско Гойи из серии «Капричос», созданная в 1797 году. На ней изображен художник, погруженный в сон, в окружении фантастических существ. Спящий разум становится источником чудовищных видений: совы символизируют глупость, а летучие мыши — невежество. Но в то же время все монстры — определенно архетипичные образы из ночных кошмаров. 

Произведение сопровождается глубоким посланием: «Воображение, оставленное разумом, порождает невообразимых монстров; при разуме, связанным с ним, воображение и есть исток искусства и чудес». Это работа стала личным манифестом Гойи, отражающим его приверженность идеям Просвещения и борьбу с тьмой невежества.

Гравюра Гойи

«Песочный человек» Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1816)

Романтическая проза построена на двоемирии, признании потустороннего и трансцендентального, необъяснимого. И речь не только о мире мертвых, но и о мире снов — не зря в Античности образы ночных кошмаров часто «обитали» именно в Аиде, а также сравнивались с метаморфозами. И мрачный сказочник Гофман, как никто другой, следует традиции: жуткое волшебство проникает в реальность. Таков и жесткий песочный человек, преследующий одного из героев. 

Фрейд, анализировавший новеллу, увидел в ней проявление «жуткого» — того, что должно было оставаться скрытым, но вышло наружу. «Песочный человек» стал визитной карточкой Гофмана: «Песочный человек стоит посреди комнаты прямо перед моим отцом, яркий свет свечей озаряет его лицо! Песочник, страшный Песочник...»

Кадр из мультфильма по мотивам «Песочного человека» (1991 г.) 

«Кошмар на улице Вязов» (1984)

Фильм ужасов режиссера Уэса Крэйвена, положивший начало легендарной франшизе. В центре сюжета — группа подростков из городка Спрингвуд, преследуемых во снах маньяком Фредди Крюгером.

Главный герой — старшеклассница Нэнси Томпсон, пытающаяся раскрыть тайну загадочных смертей своих сверстников. Ее лучшая подруга погибает во сне от рук загадочного убийцы с обожженным лицом, в полосатом свитере и с лезвиями на перчатке.

Фильм совершил революцию в жанре хоррор: здесь ночные кошмары героев смешивались с реальностью. 

Кадр из фильма

«Among the Sleep» (2014)

Игра в жанре survival horror от первого лица, разработанная Krillbite Studio. Сюжет необходимо пройти от лица двухлетнего ребенка, который ищет пропавшую маму в мире, полном паранормальных явлений.

Игрок исследует мрачные локации, решает головоломки и прячется от жутких существ: монстров, ведьм, и других чудовищ из кошмаров, порожденных ослабевшей детской психикой. Одна из особенностей геймплея — попытка воссоздать реалистичное детское восприятие снова. Так, объятия с плюшевым мишкой Тедди придают герою ощущения безопасности.

Кадр из игры

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство