17 Июля 2023
Поделиться:

«Будущее за теми, кто придумывает истории». Большой разговор о современной литературе с Александром Цыпкиным и Татьяной Соловьевой

«Сноб» поговорил с писателем Александром Цыпкиным и главным редактором издательства «Альпина.Проза» Татьяной Соловьевой о том, зачем нужны литературные журналы и премии, где сегодня публиковаться молодому писателю и почему читать стало так сложно.

…Остались ли авторы, для кого писательство не просто способ заработка?

Соловьева: Конечно, наше издательство работает как раз с такими людьми. Безусловно, круто, когда книга выходит и печатается большим тиражом, но тираж — это не все. Есть книги, которые настолько сложно устроены, что у них никогда не будет тиража в 100 тысяч экземпляров. Не потому, что они плохие — просто они не для всех. Есть очень много актуальных, артхаусных текстов, которые много значат для современной культуры, обсуждаются на тематических конференциях и в своей нише становятся культовыми, а тиражи их при этом не выходят за отметку в 5 тысяч экземпляров. Это просто более эксклюзивная литература, которая и не должна быть популярной.

Если это сложная литература, как вы выбираете, кого публиковать?

Соловьева: Мы берем только те книги, в которых уверены. При работе над проектом мне важно понимать его перспективы и аудиторию и уже с этими установками пытаться сделать максимум со своей стороны, подать его как можно привлекательнее для тех, кому он действительно интересен. Есть, например, кейс Екатерины Манойло с романом «Отец смотрит на Запад», который получил первую премию «Лицей» в прошлом году. Книга вышла в прошлом ноябре, и с тех пор тираж поднялся до 30 тысяч. Для дебютной книги это очень много. При этом автор закрепился — читатели уже ждут нового материала, то есть с первого раза сформировался спрос на писателя, а так бывает редко. Это заслуга и автора, и издателя, и случая, на самом деле. Куда чаще книга, например, просто не идет, даже если в аудиторию попали. Куда чаще книга, например, просто не идет, даже если в аудиторию попали.

Почему так происходит?

Цыпкин: Потому что читатель не хочет тратить время на книгу. Он лучше сходит в кино, сериал посмотрит. Или даже TikTok.

Соловьева: Людям не хватает свободного времени. Из-за этого книга начинает конкурировать не с другими книгами, а вообще со всем контентом — телевидением, YouTube, Telegram.

Цыпкин: Причем произведения писателей часто интересуют аудиторию меньше, чем их же социальные сети. Потому что в форме поста текст читается проще. Главное здесь, как мне кажется, что у человека нет ни времени, ни сил на сложный контент, в который нужно долго погружаться. Намного проще смотреть короткие видеоролики, которые быстро развлекают. Разумеется, есть те, кто до сих пор читает большие сложные тексты, но тенденция, к сожалению, очевидная.

То есть сегодня сложнее настроиться на чтение?

Цыпкин: Намного. Сколько раз так было: открываю книгу, думаю, сейчас как почитаю — и меня просто вырубает, я засыпаю. Не вырубало меня только тогда, когда я был на Северном полюсе без телефона. И то — книгу я открывал не сразу, а через три-четыре дня, когда закончились прогрузившиеся посты в Telegram. Если телефон работает нормально, на книгу ты в принципе не оторвешься. Мозг говорит: дружище, ты свои 50 тысяч печатных знаков уже прочел. Сам виноват, что это были комменты. Тем, кстати, неожиданней успех «Беспринцыпных чтений». Люди приходят в театр, чтобы просто послушать текст.

Полный текст интервью вы можете прочитать на сайте журнала «Сноб»

Книги

Отец смотрит на запад

Отец смотрит на запад

Екатерина Манойло
640 ₽

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство