Чему нас может научить Пелопоннесская война? Взгляд историка и эксперта по бизнес-стратегии
Книга Дональда Кагана «Пелопоннесская война» — это не только исторический труд, но и гид по стратегическому мышлению. Чему может научить нас один из важнейших конфликтов? На этот вопрос отвечают Святослав Смирнов, научный редактор книги, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, и Павел Карпус, эксперт по стратегии и организационному развитию, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ, МИСиС и УГНТУ.
Событие, которое изменило ход истории
Святослав Смирнов: Пелопоннесская война — один из мировых конфликтов Древнего мира, которые меняют привычный ход истории.
Середина V века до нашей эры. Во всем греческом мире расцвет после победы в первой Греко-персидской войне. Афины — лидер Первого афинского морского союза, или Афинской архэ. Государство переживает какой-то невероятный культурный подъем: постройки на Акрополе, расцвет философии и так далее. В историографии этот период называют «цветущее пятидесятилетие».
У Афин есть политический соперник — это Спарта и ее союзники, которых условно мы называем «Пелопоннесский союз». И несмотря на, казалось бы, равновесие в элладском мире, все идет к войне. К противостоянию двух непохожих друг на друга политических систем, образов жизни, двух пониманий исторического процесса, происходящего — всего, что имеет место быть.
Казалось бы, это столкновение суши и моря — сухопутной спартанской армии и военно-морских силы Афин. И Афины могут здесь претендовать на лидерство. Но нет. На протяжении 27 лет постепенно, поэтапно, год за годом Афины растрачивают свою военную силу, теряют союзников одного за другим — и все приходит к катастрофе.
Чего нет у Дональда Кагана в «Пелопоннесской войне», так это того,как афинское общество реагирует на саму войну. Здесь я могу отослать вас к комедиям известного комедиографа Аристофана, современника Пелопоннесской войны. Каждый год в Афинах он ставит свою комедию, и каждый раз она обретает политическую форму. Это критика действующей партии войны, которая побеждает на различных этапах в жизни афинского полиса. Сам Аристофан относился к партии мира, и эти сочинения — показатель того, как общество реагирует на Пелопоннесскую войну.
И второе, что может быть интересно, — это, конечно же, деньги Пелопоннесской войны. Это интересная тема: как на происходящее реагирует национальная валюта. Пелопоннесская война — это война экономик. В Афинах она была построена на взимания фо́роса с союзников. Форос — это налог, который необходимо было выплачивать для борьбы с Персией. Экономика Спарты опиралась на эксплуатацию сельскохозяйственной округи не только самого Лакедемо́на (Спарты), но и соседних регионов.
Пелопоннесская война интересна составом участников. Это не просто конфликт двух полисов, двух государств — Афин и Спарты. В него втянуты практически все полисы Эллады — великой Греции (это юг современной Италии), полисы Сицилии, в войну втягивается со временем Персидская империя. Война всех против всех. Здесь полисы могут поменять сторону: выбирают сначала одну, потом вторую.
Пелопоннесская война интересна еще и персоналиями. Афинский политический деятель Перикл, который, можно сказать, начинает эту войну. Алкивиад, один из самых крупных авантюристов Пелопоннесской войны, который менял сторону конфликта несколько раз и был приговорен в своих родных Афинах, потом бежал к противнику в Спарту, потом в Персидскую империю, потом обратно в Афины. Он был учеником Сократа, про него пишет Платон. Это золотая молодежь того времени.
Пелопоннесская война — знаковое событие не только для греческой цивилизации, но и для соседней Персидской и вообще для всего мира. Этот конфликт активно изучали и изучают до сих пор. И труд Дональда Кагана — своего рода веха, добротный текст, который не упускает, наверное, даже каких-то мелких деталей этого конфликта.
Военные стратегии для мирных целей
Павел Карпус: Само слово «стратегия» происходит от древнегреческого στρατηγία — «искусство командования войсками», поэтому стратегический менеджмент, безусловно, черпает вдохновение в военной тематике.
Базовая модель стратегического управления компанией представлена как последовательное выполнение четырех шагов. Первое — нужно правильно поставить цели. В военном деле это цели для армии, в бизнесе — для конкретной компании. Второе — оценить ресурсы, которыми мы обладаем. Их уникальность, доступность, гибкость, стоимость. Третье — проанализировать внешнее окружение. Что из себя представляют конкуренты или, в случае военных действий, противник? Оценить политические, экономические, социокультурные, технологические и экологические факторы. Четвертое действие — реализация. Мы делаем все то, что спланировали с точки зрения целей, сформированных на основе наших внутренних ресурсов (сильных и слабых сторон), угроз и возможностей, которые есть во внешнем окружении.
Книга о Пелопоннесской войне — это кладезь кейсов, которые можно разбирать в ходе изучения дисциплин, связанных со стратегическим менеджментом, обсуждать их с менеджерами и предпринимателями, которые будут учиться на чужих успехах и ошибках.
Например, в начале Пелопоннесской войны Афины не оценили до конца ресурсы, которые у них есть, для ведения такой долгой войны, не оценили противника правильным образом. Получается, они неправильно прошли второй и третий пункт нашей простой модели.
Факторы внешней среды («черные лебеди», если следовать современной терминологии), которые оказали значительное влияние на ход военных действий: эпидемия чумы в Афинах и землетрясение в Спарте. Данные события невозможно было предугадать. Но можно было выстроить такую систему управления армией, чтобы иметь возможность среагировать на эти непредвиденные обстоятельства правильным образом.
Кроме батальных сцен Дональд Каган описывает в книге отношение полководцев к своим армиям, обращает внимание на то, как они учитывали человеческие качества и личную мотивацию солдат, вдохновляли их на решение тех или иных задач. Это путь от стратегии к тактике, к реализации в конкретных ежедневных решениях.
Конечно же, невозможно говорить о стратегии только с военной точки зрения. Сейчас в стратегическом менеджменте часто рассматривают ситуации, когда компании строят свою стратегию не на конкуренции, а на так называемой соконкуренции, или стратегическом сотрудничестве. Или когда компании, вместо того чтобы «воевать» со своими конкурентами, переходят в инновационные области, где нет войны, а есть разработка уникального ценностного предложения и бизнес-модели.
Широко известна книга Чан Кима и Рене Моборна«Стратегия голубого океана», в которой спокойные воды голубого океана противопоставляются алому океану, населенному акулами, то есть жестокому миру конкуренции. Авторы говорят бизнесменам: можно продолжать конкурировать, вести кровопролитные конкурентные войны, но есть другой путь: уйти в голубой океан и создать ценность для потребителя, о которой он даже и не знал. А также дать ее и акционерам, и обществу.
История не терпит сослагательного наклонения. Мы не можем сделать так, чтобы Афины и Спарта не воевали, все это уже случилось много веков назад. Но с точки зрения стратегического менеджмента мы можем подумать: а могли бы они не начинать эту войну? Могли бы предугадать то или иное событие? Или не предугадать, а подготовиться и среагировать быстрее, умнее, результативнее?
Весь труд Дональда Кагана пронизан такими вопросами. И мне кажется, что «Пелопоннесская война» интересна для вдумчивого чтения именно с точки зрения бизнеса. Книга одновременно серьезная, историческая и в то же время написана популярным языком. На первый взгляд, прочитать ее сложно, но втягиваешься, проникаешься той эпохой, историями людей, которые тогда жили. Сражаешься и побеждаешь вместе с ними!