Что почитать в революционном Париже?
Карикатурные герои, громкие речи и программные статьи
В книге «Падение Робеспьера: 24 часа в Париже времен Великой французской революции» Колин Джонс не просто пересказывает исторические факты, а предлагает читателю ощутить революционный Париж во всей полноте и посетить ключевые локации вместе с участниками событий. Мы задумались: а что можно было почитать? Отмотаем время назад и посмотрим на три издания. А еще мы позволили себе маленькую шалость — представили, как бы в этих газетах выглядели упоминания о книгах «Альпины нон-фикшн».
Что случилось с газетой?
С началом Великой французской революции политики стали журналистами и эссеистами. Газета была главным способом склонить массы на свою сторону. Соответственно, случился настоящий бум изданий, пропагандирующих разную идеологию: одни были направлены на более подкованного читателя и должны были взбудоражить высшие слои общества; другие, наоборот, делались максимально дешевыми и понятными. Газета стала не просто зеркалом социальной жизни, но рупором грядущей революции.
В этих новых изданиях никого уже не интересуют сплетни, литературные эксперименты прозаиков и картинки модных платьев, которые можно вырезать (так было, например, в журналах эпохи Людовика XIV). Главное — получить ответ на вопрос: почему и как Франция должна измениться? По этой причине основным инструментом становятся художественно-публицистические жанры: сатирические очерки, эссе, письма.
Луи-Себастьян Мерсье
Это было время самого бурного цветения французской журналистики, когда открывались (и закрывались) десятки частных изданий. Над некоторыми работала небольшая, но команда, какие-то делались в одиночку: издатель был и автором текстов, и верстальщиком, и распространителем. Позже, когда революционные события стихли, все вернулось в прежнее русло — некоторые газеты исчезли после смерти своих создателей, некоторые были закрыты. Луи-Себастьян Мерсье, автор «Картин Парижа» (многотомных наблюдений за жизнью Парижа XVIII века), начатых в 1781 году, так отзывался о современной ему журналистике:
«Если посмотреть на вещи с этой точки зрения, то можно сказать, что мы каждый день что-то теряем, так как прессу с каждым днем стесняют все больше и больше притесняют».
Давайте представим, что нам удалось оказаться в революционной Франции, собрать в охапку много разных газет и устроиться где-то в скромном уголке. Теперь вытаскиваем три издания и смотрим, что и как в них писали.
«Папаша Дюшен», черт меня подери!
Одно из самых ярких и образцовых сатирических изданий революционного времени. Издавал его якобинец Жак-Рене Эбер, выступавший за свержение короны. Его главной задачей было сделать газету максимально массовой, а потому он придумал собственную вселенную (да-да, почти в духе Marvel) со сквозными персонажами, которые кочевали из номера в номер. Ими могли быть как реальные люди — король, епископ, так и выдуманные герои, которые дискутировали, высказывали свое мнение, попадали в неурядицы: например, кум Метье, сапожники Крепен и Лемпен, аббат Кураже.
Но, конечно, звездой этого шоу стал сам Папаша Дюшен — главный персонаж газеты, напрямую транслировавший позицию автора. Именно от лица Дюшена писалось большинство материалов. Герои Эбера могли прийти в храм и начать сокрушаться над состоянием церкви и государства, могли оскорблять деятелей того времени в диалогах, письмах и памфлетах — в общем, они позволяли себе все.
Папаша Дюшен
Это и неудивительно, ведь тон «Папаши Дюшена» принципиально был едким, болезненно-сатирическим. Главным инструментом Эбера стал злой смех, который отлично дополняли карикатуры. Чтобы быть максимально близким к третьему сословию, Эбер не чурался грязной лексики, упрощал материалы, делал все образы максимально яркими и понятными. Более того, иногда намеренно допускал в тексте ошибки! И смешивал разговорную речь с латынью.
А вот наша фантазия — фрагмент заметки о книге «Альпины нон-фикшн» в «Папаше Дюшене»:
«Шел я давеча мимо дома старого моего знакомца, обедневшего стараниями господ сапожника — кто, скажите на милость, всегда делал им обувь, на кого они внимания не обращали?! — и увидел его, старика в грязных обносках, на крыльце, да с книгой в руках. Подумал тут же: дешевый романишко! Один из тех, что отравляет сердца наших детей и превращает их в пройдох, казнокрадов и вертихвосток. Подхожу к нему, выхватываю из рук, плюю, смотрю на обложку этой паршивой книжицы — и понимаю, что держу вещицу-то дельную; на меня глядят крупные витиеватые буквы „Говорящие с духами: Мир сибирского шаманизма“».
Галантные «Письма к моим избирателям»
Пример газеты, которая публиковалась для более узкого круга читателей, — это издание графа Оноре Мирабо. В отличие от радикальных взглядов Эбера, Мирабо выступал за превращение Франции в конституционную монархию по образу и подобию Англии. Знаток философии и литературы, он не только сам писал программные статьи, где излагал свое видение будущего Франции, но и давал зеленый свет другим революционерам: на страницах его издания публиковался, например, Камиль Демулен, который позже откроет собственное издание.
Граф Оноре Мирабо
Изначально Мирабо создал «Газету Генеральных штатов». Король (тогда еще не казненный) запретил ее, но Мирабо открыл новое издание — «Письма к моим избирателям». Считается, что именно он предложил первую концепцию европейской журналистики, существующую до сих пор. В ее основе экономическая независимость, отсутствие цензуры и недопустимость прямого подчинения власти.
Как-то так, в нашем представлении, Мирабо написал бы о книге «Альпины нон-фикшн»:
«....и чтобы воплотить в реальность все идеи, столь поэтично воспетые еще античными мудрецами, нам стоит смотреть туда, за море, но не только смотреть, а действовать; однако же всякое действие требует знания, иначе оно — все равно что дуновение холодного борея: пустое и безмолвное. А всякое знание черпается из мудрости лет, оно сокрыто в шелесте страниц. И потому, пока издаются такие книги, как „Цивилизация рассказчиков“, светлое будущее не только возможно, а близко как никогда!»
Ядовитый «Друг народа»
Жан-Поль Марат — еще один представитель якобинцев, известный, наверное, каждому, кто не прогуливал уроки истории, — в отличие от Эбера не стал придумывать систему персонажей, создавать уникальную концепцию. Он, выходец из третьего сословия с непростой судьбой, знал, как добиться максимальной популярности у простого народа. Достаточно быть предельно откровенным. Четким. Понятным. Потому его выходившая раз в неделю газета «Друг народа» (это было одно из прозвищ Марата) стала прямым рупором идей и воззрений Марата; можно сравнить это со страницей в личном блоге. Работал Марат один. Газету много раз запрещали, поэтому зачастую делать новые выпуски приходилось подпольно.
Картина «Смерть Марата» Жака Луи Давида
В текстах Марат мог открыто нападать на политических противников, смешивать реальность со сплетнями. Его эссе и фельетоны получались жесткими и категоричными, он призывал к репрессиям среди правящего класса. Влияние «Друга народа», который издавался до самой смерти Марата в 1793 году, особенно отразилось на мелкой буржуазии и рабочих Парижа.
Такой фрагмент мы придумали для «Друга народа»:
«Не жалейте никого, кто пытается сломить вашу волю! Будьте милосердны только к тем, кто предлагает вам хорошую книгу. Не из тех, что пишут для пустоголовых вельмож. Нет, из тех, что помогают скрасить нашу участь! Из тех, что помогут нам стать лучше и мудрее их! Из тех, что похожи на „Это мой конек: Наука запоминания и забывания“».