18 Ноября 2021
Поделиться:

Что советуют философы: как вставать по утрам, преодолевать трудности и ни о чем не жалеть

Великие мыслители прошлого не так далеки от нас, как кажется на первый взгляд. Им так же тяжело было покидать теплую постель по утрам, они часто чувствовали упадок сил и не могли перестать жалеть о содеянном. Ко Всемирному дню философии мы подготовили несколько советов от известных философов, которые помогут справиться с трудностями.

Просыпаться, как Марк Аврелий
Мало кому ранние подъемы даются легко. Римский император Марк Аврелий не был исключением. Несмотря на свои впечатляющие достижения — командование полумиллионной армией и правление империей, где жила пятая часть населения всего мира, — по утрам Марк Аврелий был ленив, долго валялся в кровати и часто откладывал дела на более позднее время. Для остальных римлян, начинавших свой день еще до зари, такое поведение было необычным.

Если некая доктрина не способна вытащить человека из-под одеяла, зачем она вообще нужна?

Отношение к подъемам с кровати среди философов в целом неоднозначно. Ницше вставал ближе к закату и работал до 11 утра. Симона де Бовуар просыпалась ближе к 10 утра и долго сидела над чашкой кофе, прежде чем приступить к делам. Зачем нам вообще вставать с кровати? Стоит ли бодрствование прерывания сна? Мы встаем, чтобы заработать денег, позаботиться о своем здоровье или потому что новый день может подарить нам что-то стоящее?

В борьбе за то, чтобы встать с кровати, наш противник — не постель, а наши представления о мире. Если они враждебны, то, конечно, покидать постель не хочется. Если же мы ожидаем от дня чего-то приятного, нам захочется поскорее встретиться с ним. В книге «Размышления» Марк Аврелий ставит вопрос: «А если оставаться в теплой постели — это и есть то, для чего я создан?» Затем философ все же решает, что его цель — великие дела и великие мысли. Прийти к ним, лежа в постели, нельзя, а потому подъем с кровати оправдывает себя. Вперед к свершениям!

Бороться, как Ганди
На пути у каждого из нас встречаются трудности. В жизни Махатмы Ганди, идеолога и лидера движения ненасильственного сопротивления, их было немало. Одна из них навсегда изменила жизнь политического и общественного деятеля. Ганди путешествовал по Южной Африке на поезде первым классом. На одной из станций в поезд зашел белый пассажир, который потребовал у проводника, чтобы Ганди пересадили в третий класс из-за его цвета кожи. Философ отказался уходить, и тогда его выгнали из поезда.

Для Ганди борьба была не неизбежным злом, а неизбежным добром. При условии, что мы боремся правильно.

Что сделал бы в этой ситуации обычный человек? Как много в каждом из нас сил, чтобы бороться? И за что мы готовы бороться? Большинство из нас по понятным причинам боится прямых столкновений — конфликтов, ссор и конфронтаций, — ведь это кажется болезненным и разрушительным. Однако без столкновений невозможно решение конфликтов и других проблем. Не бояться открытой борьбы — значит не бояться изменений; безусловно, для этого необходимы смелость и упорство.

Оставшись холодной ночью в незнакомой стране, Ганди оказался перед выбором — струсить и вернуться в Индию или остаться в Южной Африке, чтобы дальше бороться с предрассудками вроде тех, из-за которых он оказался на улице. Этот момент стал решающим для философа, тогда он избрал свой путь — пытаться искоренить недуг, насколько возможно, и вынести ради этого все предстоящие лишения. Ганди был борцом, и его главной целью стало научить нас бороться по-новому. Не избегать столкновений, но понимать, за что ты борешься, и придерживаться принципа ненасилия.

Ни о чем не жалеть, как Ницше
Наша жизнь полна рутины и повторяющихся действий; и даже если все идет хорошо, нам быстро становится скучно. Кажется, что времени очень мало, и то, чем мы занимаемся, — не то, что нам нужно. Нам жаль потраченного времени и сил, мы сожалеем о том, что было сделано. Разделил бы наши переживания Ницше? При жизни он не был так известен, как сегодня, но зато был очень плодовит — с 1872 по 1889 год философ опубликовал 14 книг. И все они продавались плохо. Еще он страдал от постоянных проблем со здоровьем: мигреней, рвоты, — а ближе к 30 почти полностью ослеп. Он был уверен, что так же, как и его отец, рано умрет и у него мало времени. И все же философ не сдавался.

Некоторые философы шокируют. Многие убеждают. Немногие вдохновляют. Танцевал один лишь Ницше. Для него не было лучшего выражения внутренней полноты и любви к судьбе — amor fati.

Разрешить проблему бесконечных сожалений о жизни Ницше помогла одна мысль, ударившая его словно обухом по голове во время прогулки по берегам озера Сильваплана. Представьте, что вы бесконечно проживаете свою жизнь и все в ней повторяется вновь и вновь — нет ничего нового, все те же события, поступки, мысли и переживания. Исправить ничего нельзя. Захотите ли вы в таком случае проживать свою несчастную жизнь снова и снова? Или же будете готовы принять ее во всех проявлениях?

Философ назвал это идеей вечного возвращения. Она очаровала его и привела в ужас, заставив полностью переосмыслить свою жизнь. Идея Ницше не призвана доказать что-то или переубедить, но позволяет философу поделиться своим переживанием с другими и дать им возможность такого же переосмысления. Внутренняя полнота и любовь к своей судьбе — то, чему Ницше способен научить других.

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство