Два народа, одна земля: что мешает израильтянам и палестинцам понять друг друга
Позиция праведной жертвы и мифы о Голиафе
В книге «Израильско-палестинский конфликт: Непримиримые версии истории» Нил Каплан рассуждает о том, как два народа расходятся в интерпретации событий. Исследователь анализирует израильскую и палестинскую версии и пытается найти компромиссную точку зрения.
Израильская версия истории
Обосновываясь в новом государстве, сионисты считали, что возвращаются на Святую землю (Эрец-Исраэль). Израиль был исторически еврейской территорией, которая давно, еще в первых веках нашей эры, была захвачена римлянами.
Давид Бен-Гурион выступает на подписании Декларации независимости Израиля, 1948 г.
Идея возрождения государства будоражила умы многих еще в XIX веке. А во время Второй мировой войны воссоздание Израиля стало вопросом выживания: евреям было необходимо собственное государство, где народ мог бы чувствовать себя в безопасности.
Ряд побед над палестинцами убедил израильтян в своей правоте, заставил увидеть в новом государстве Давида, который сражает могучего арабского Голиафа. Патриотические настроения усилились после Июньской войны 1967 года.
Израильские десантники у Стены Плача, 10 июня 1967 г.
Нил Каплан пишет:
«Как до, так и после своей молниеносной победы Израиль продолжал видеть и изображать себя маленьким Давидом, вынужденным противостоять арабскому гиганту Голиафу, — стереотипная карикатура, не согласующаяся с превосходством, которое продемонстрировали израильская армия и военно-воздушные силы на поле боя и в небесах».
Палестинская версия истории
Первых сионистов, прибывших на территорию Израиля, арабы восприняли как захватчиков. Отношение к людям, которые отнимают родную землю, было, естественно, враждебным. А когда государство Израиль было утверждено на международном уровне, арабы поверили, что весь мир ополчился против них и конец близок. Евреи казались палестинцам агрессорами, и свидетельствовала об этом обыкновенная географическая карта, на которой израильская территория продолжала расти, а палестинская – уменьшаться.
Нил Каплан, «Израильско-палестинский конфликт: Непримиримые версии истории», с. 31
Если израильтяне вспоминали историю о Давиде и Голиафе, палестинцы подобрали другую символическую аналогию — арабский мир отражал новое нашествие «крестоносцев».
Природа противоречий
Нил Каплан отмечает два момента, которые мешают израильтянам и палестинцам понять друг друга.
Позиция праведной жертвы. Нил Каплан считает, что израильтяне и палестинцы считают себя жертвами — а пострадавшим все дозволено. Евреи пострадали от Холокоста, а арабы — из-за необходимости делить землю со враждебным, отличным как в религиозном, так и в культурном плане, народом.
Уничтоженные в ходе войны Судного дня израильские танки возле египетского города Исмаилия, 1973 г.
Неснимаемые основные противоречия. Нил Каплан приводит одиннадцать пунктов, на которые израильтяне и палестинцы отвечают по-разному, главные из которых:
-
Кто был здесь первым и чья это земля изначально?
-
Было ли сионистское решение еврейского вопроса еврейским вариантом национального возрождения и освободительной борьбы, охватившей тогда весь мир?
Компромисс
На протяжении книги Нил Каплан упоминает писателей и политиков, которые стараются учесть и палестинские, и израильские интересы.
Исследователь считает, что в любом конфликте нужно искать возможные решения, а не виноватых, и приводит некоторые удачные высказывания.
«Это не просто война за территорию или банальный пограничный спор; это столкновение прав и памяти. Тоска по одним и тем же пейзажам, взаимоисключающие претензии на владение землей, религиозными святынями и символами, а также этос лишенчества и беженства, на который обе стороны претендуют как на свою монополию, делают их национальные нарративы практически несовместимыми».
Израильский историк Шломо Бен-Ами, «Шрамы войны, раны мира:израильско-арабская трагедия»
Стена памяти Эдварда Саида
«Параллельное прочтение палестинской и еврейской истории не только позволяет со всей остротой почувствовать трагедию Холокоста и того, что позднее произошло с палестинцами, но и показывает, как в ходе совместного существования израильтян и палестинцев с 1948 года один народ, палестинцы, нес непропорционально большое бремя боли и потерь».
Литературовед Эдвард Саид
А писатель Амос Оз сравнивает тупиковую ситуацию с проблемами неблагополучной супружеской пары, которой нужно разделить имущество после развода.