Главный герой в «Варежке» и злодей в «Летучем корабле»
Сценарный разбор классики «Союзмультфильма»
Вы смотрели в детстве мультфильм, где девочка так хотела собаку, что оживила свою варежку? Пронзительная история занимает всего 10 минут экранного времени, но трогает зрителя. «Варежку» Романа Качанова и «Летучий корабль» Гарри Бардина анализирует Екатерина Кожушаная в книге «Короткий метр: работа над сценарием».
Герой: мультфильм «Варежка»
Герой драматургического произведения — протагонист. Зрителю интересно смотреть на человека, понять его и через его историю обрести новый опыт. В идеале — пережить переворот. Если герой не человек, а другое существо, мы все равно наделяем его человеческим характером.
Кадр из мультфильма «Варежка», 1967 г.
Характер может проявляться несколькими мазками. Иногда — манерой речи. В сюжете характер раскрывается в сложных обстоятельствах и ситуациях выбора. А драматургия — это развитие характера в конфликте.
Как понять, кто Герой в произведении? Это тот, кто меняется по сюжету. Когда у вас кто-то меняется, знайте: именно он у вас главный.
Кадр из мультфильма «Варежка», 1967 г.
Разберем Героя на примере мультфильма Романа Качанова «Варежка». Маленькая Девочка очень хочет собаку. Мама не разрешает. Девочка так сильно мечтает о питомце, что ее красная вязаная варежка оживает. Теперь Варежка — ее щенок. Он любит хозяйку, верен ей и даже участвует в собачьих соревнованиях. Но пес-варежка цепляется ниткой за перекладину. Девочка продолжает любить свою Варежку и заботиться о ней. Чем трогает Маму. Тогда Мама берет в дом настоящего щенка.
В мультфильме «Варежка» меняется только мама. Даже финал — последний кадр — только про Маму. Она счастливая, со щенком на руках. Даже не показано, как щенка принесли Девочке. Но изменение мамы не внезапно. Она поняла дочку.
«…Важно, что Девочка не пыталась специально “сломать” Маму. Она просто изливала свою любовь и заботу туда, куда могла. Она искренна», — подчеркивает Екатерина Кожушаная.
Антагонист: мультфильм «Летучий корабль»
Антагонист — враг, злодей, противник. В короткометражке такой персонаж не обязателен для сюжета. Но борьба с антагонистом — это зрелищно и интересно.
Антагонист должен быть значительно сильнее героя. Настолько, что кажется невозможным его победить. Он выше по статусу, за ним стоят другие люди или целая армия, он богат, могущественен, обладает сверхъестественной силой и так далее.
Кадр из фильма «Летучий корабль», 1979 г.
Разберем образ антагониста на примере мультфильма Гарри Бардина «Летучий корабль». Главный герой — Иван, антагонист — Полкан. У Полкана есть власть и воины, победить его в одиночку нельзя.
«При этом Полкан живой, ему веришь. И Царь его любит! Он испытывает к Полкану нежные чувства благодарности за поддержку и возможность опереться на его крепкое плечо. Хочет породниться с ним, лелеет надежды на светлое будущее дочки. Царь ласково поет: “Зять мой Полкаша”», — рассуждает Екатерина Кожушаная.
Кадр из фильма «Летучий корабль», 1979 г.
Антагонист — не просто злодей. У него должна быть своя боль и глубина характера. Важно создать этого персонажа живым. Для этого стоит его понять. Чем он живет? О чем мечтает? Кого любит? Пусть у вашего антагониста будут детали от реальных прототипов, живых людей, которых вы понимаете. Тогда и антагонист получится живым.