Глина вместо тетрадок: школы Древней Месопотамии
Как учились много тысяч лет до нашей эры?
Заглянем в прошлое и посмотрим, как жили без ноутбуков, смартфонов и даже ручек! Попросили писательницу, автора романа «Вербы Вавилона» и автора канала «Сожги уже эту рукопись» Марию Воробьи рассказать, как выглядела школа в Древней Месопотамии и чему там учились.
Школа в Древней Месопотамии называлась «э-дубба», что значило «дом табличек».
Эти школы возникли 3000 лет до н. э. Название им дали таблички из глины, на которые наносили клинопись. Письмена вырезались деревянным стержнем (тростниковой палочкой) на сырой табличке, которую затем обжигали. В начале I тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывались письменные знаки.
Писцы стояли достаточно высоко на социальной лестнице, профессия была наследственной. Ближе к нашему времени открывались специальные школы и для девочек, где учились дочери богатых и знатных родов.
Учению покровительствовала богиня-писец Нисаба, что в подземном мире вела список умерших, выбивала на бесконечной табличке их имена.
Хотя существовала отдельная профессия, грамотность среди населения была достаточно высокой, особенно для Древнего мира: например, существуют тексты, написанные старшими пастухами.
Большое внимание в школах уделяли изучению языка: экзаменационные тексты, дошедшие до нас, упоминают обязательные переводы с шумерского на аккадский и наоборот. Огромную роль в системе обучения играло заучивание наизусть, чтение вслух и переписывание древних текстов, отдельных оборотов и выражений. Изучались и переписывались не только ритуальные и культовые памятники, но и фольклорные. В процессе обучения будущий писец копировал табличку до тех пор, пока не достигал совершенства. По мере освоения определенного раздела он переходил от более простой к более сложной задаче.
Учащиеся э-дуббы жили дома.
Изначально школы были небольшими с одним учителем; в его обязанности входило управление школой и изготовление новых табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования, а также мог быть также специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной.
Обучение в школах было платным. Стоимость могла быть высокой и зависела от авторитета учителя.
В позднее время школы значительно расширились. В содержание обучения входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, правом, географией. Одной из главных дисциплин была математика.
Один из клинописных документов (2000 лет до н. э.) показывает обычный день месопотамского школьника: «Школьник, куда ты ходишь с первых дней?» — спрашивает учитель. «Я хожу в школу», — отвечает ученик. «Что ты делаешь в школе?» — «Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой, вхожу и вижу своего отца. Я рассказываю отцу о своих уроках, и отец мой радуется. Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей: “Скорее дай мне завтрак, я иду в школу”. В школе надзиратель спрашивает: “Почему ты опаздываешь?” Испуганный и с бьющимся сердцем я вхожу к учителю и кланяюсь ему почтительно».
Кажется, что за 4000 лет изменилось не столь многое.