03 Октября 2022
Поделиться:

Гоголевская готика, рекурсивный роман и поиски идентичности: что «Альпина.Проза» предлагает читать в октябре

Октябрь богат на книжные новинки. Здесь и роман о поисках себя в мультикультурной семье, и книга о проверке границ психической нормы в процессе творчества, и готический роман с элементами магического реализма. Сориентироваться в новинках и сделать правильный выбор помогает продюсер издательства «Альпина.Проза» Татьяна Соловьева.

Отец смотрит на Запад

Социально-психологический роман, в центре которого судьба девочки, а затем девушки Кати, русской по матери и казашки по отцу. Роман о жизни с высокой степенью достоверности, психологически и морально тяжелый, но при этом не беспросветный, дарящий надежду и уверенность в силе человеческого характера. Это не автофикшн, хотя героиня родом из Орска, носит имя автора и фамилию ее отца. Это не магический реализм, хотя умерший в раннем детстве брат героини сопровождает ее, подобно ангелу-хранителю. Это история о столкновении двух миров в одном человеке. Один мир маскулинно-патриархальный, где девочкам-первенцам дают имена, означающие «пусть будет сын». Другой — менее строгий на первый взгляд, но ускользающий, в котором трудно найти крепкую опору. Такой опорой для девочки становится бабушка, но однажды приходит время, когда Катя должна взять ответственность за свою жизнь на себя. Это история о том, как трудно побороть в себе вековые общественные и семейные устои и понять, что домашнее насилие, как любое другое, недопустимо. Это история о собственной идентичности, которая складывается из множества факторов и которую очень важно принять и сберечь. Роман получил премию «Лицей» 2022 года.

Его последние дни

Лауреат премий «Нос» и «Новые горизонты» Рагим Джафаров написал роман, в котором три сюжета заключены один в другой по принципу матрешки. Три линии, имеющие много общего, но тем не менее самостоятельные, построены по принципу всё возрастающей ненадежности рассказчика. Писатель имитирует психическое расстройство, чтобы попасть в сумасшедший дом и написать роман о писателе, попавшем в сумасшедший дом. Тот писатель, в свою очередь, тоже пишет роман. В общем, сплошная рекурсия и всё более глубокое погружение в сеттинг. Надо ли говорить, что попасть в психиатрическую больницу оказывается гораздо проще, чем выйти из нее? Джафаров, мастер диалогов и неожиданных поворотов сюжета, в этом романе избегает фантастических допущений и создает точный, драматичный и магнетический текст о внутреннем мире человека и природе творческого процесса.

Страх

Русский эмигрант случайно получает в букинистической лавке в Америке странную рукопись в нескольких тетрадях. В этих тетрадях — целая жизнь в воспоминаниях. Начинается она с рассказов о детстве, когда московского мальчика отправляли на каникулы к деду в село под Киевом. Обычная деревенская жизнь, разве что с акцентированным вниманием к ритуалам, связанным со смертью и погребением. Скрываясь от ночных кошмаров, мальчик выбегает на улицу, где знакомится с соседской девочкой Антонией. Позже местная сумасшедшая старуха предвещает ему, что до самой смерти он будет «сохнуть» по Тоне. Так оно и выходит. Через всю жизнь он проносит эту не любовь даже, а одержимость этой девочкой, девушкой, женщиной. В этой одержимости — его судьба до самой смерти. Настоящий готический роман в духе Гоголя и Булгакова от новосибирского писателя Олега Постнова.

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство