15 Января 2025
Поделиться:

Голоса из хора и вне его

Публикуем фрагмент интервью Льва Оборина для журнала «Горький»

«Альпина нон-фикшн» выпустила книгой цикл лекций по истории русской поэзии, написанных разными авторами и публиковавшихся в течение прошлого года на сайте «Полка». История получилась беспрецедентной по охвату — от древнерусских былин и виршей Смутного времени до стихов 1990-х и нулевых. По просьбе «Горького» Павел Рыбкин поговорил с редактором издания Львом Обориным о том, как оно устроено и кому адресовано, о поворотных поэтических голосах и текстах, о пропущенных именах и наиболее продуктивных линиях развития современной поэзии, а также о том, когда и какого продолжения этой истории стоит ждать.

— В книге не обсуждаются вопросы поэтической «иерархии» и «канона». В отношении неподцензурной поэзии даже прямо сказано, что эти вопросы крайне болезненны. Однако в тексте постоянно употребляются оценочные определения типа «важнейший», «один из лучших», «самый крупный», «главный, «влиятельный», «знаменитый», то есть напрямую связанный с реакцией широкого читателя. Нет ли тут противоречия?

— Противоречия нет, и дело тут не в реакции широкого читателя. Например, слово «знаменитый» — достаточно безоценочное, оно говорит о большой известности автора, а вот «один из лучших» уже предполагает, что автор входит в какой-то очерченный вкусами и оценками исследователя круг. Эти эпитеты, возможно, дань публицистичности — не хотелось бы, чтобы книга была похожа на чеховскую «Литературную табель о рангах» или на советский вариант этой табели Эммануила Казакевича, где были перечислены все печатные эпитеты, приложимые к писателям, от «величайший», «великий» и «гениальный» до «не лишенный дарования» и «хорошо знающий быт водников».

Для «широкого читателя», если предположить его существование, вероятно, Есенин более значимый поэт, чем Мандельштам, а Рубцов — чем Сапгир. Для критика и филолога такая картина как минимум спорна — хотя, разумеется, в филологии работает много людей, фанатично считающих «своего» автора лучшим на свете. Что касается среды неподцензурной литературы, лишенной выхода к этому самому широкому читателю, то в ней действительно формировались свои бурные, а иногда, как сейчас сказали бы, токсичные взаимоотношения, со своими «Старик, ты гений!» или пренебрежительным концептуалистским «Да это же печатать можно».

Полную версию читайте на сайте журнала «Горький»

Книги

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство