30 Мая 2024
Поделиться:

Гуляй, шальное Средневековье: секс в европейском искусстве 16+

Интервью об ослах, Средних веках, эротизме и Клоде Мане. Материал 16+

Зачем в Средние века рисовали откровенные картинки и когда церковь разрешала заниматься сексом? К выходу новинки от «Альпины нон-фикшн» «Что мы делаем в постели: Горизонтальная история человечества» поговорили с Ольгой Тогоевой, историком-медиевистом и доктором исторических наук о том, как изображали секс и эротизм в искусстве. Спойлер: берегитесь осла!

– В паблике «Страдающее Cредневековье» мы часто видим пошлые картинки (фрагменты фресок, книг и т.д). Какую функцию несли эти пошлые рисунки? И было ли откровенное изображение секса под запретом?

– Не совсем понимаю, откуда взялось мнение, что откровенные эротические изображения были в Средние века под запретом. Да и кто такой запрет мог издать? Конечно, подобные картинки очень не нравились теологам: например, канцлер Парижского университета Жан Жерсон предлагал сжечь все доступные рукописи «Романа о Розе», тем более экземпляры с иллюстрациями. Однако нам известно, что в те же годы, когда Жерсон так активно ратовал за уничтожение этих манускриптов, они в большом количестве изготовлялись в книжной мастерской, работавшей под юрисдикцией того же Парижского университета.

Взгляните, к примеру, на рукопись «Романа о Розе» XIV века, которая хранится ныне в Национальной библиотеке Франции (BNF. Ms. fr. 25526). Ее поля украшены самыми что ни на есть откровенными рисунками. Мы знаем даже, что их автором являлась женщина – художница Жанна де Монбастон, которая работала в паре со своим мужем-переписчиком. Зачем она украсила рукопись подобными маргиналиями – другой вопрос. С одной стороны, они частично иллюстрировали содержание рукописи, с другой — были своего рода развлечением для человека, открывшего подобный кодекс: далеко не все в Средние века умели читать, зато картинки порассматривать и составить себе представление о содержании книги вполне могли.

Страница «Романа о Розе»

– Какое отношение к сексу было со стороны церкви? 

– Отношение церкви было совершенно однозначным. Еще со времен Блаженного Августина (IV век) была принята единственно возможная точка зрения: секс нужен только для продолжения рода. Всё остальное – отклонения от нормы, более того, грех и преступление.

– Какие метафоры, символы и образы, которые напрямую связаны с эротическим, сексуальным или даже просто любовным, есть в изобразительном искусстве Средних веков?

– Изображения изгнания Адама и Евы из Рая – один из них, символ не только вечных страданий человечества, но и сексуального греха (или всех возможных сексуальных грехов, на которые способны люди). Или, например, метафора Содома – как города, жители которого были наказаны Господом за неподобающее сексуальное поведение (откуда произошло слово «содомия»).

Или же образ осла, который еще с Античности и далее, вплоть до Нового времени, являлся символом сексуальной распущенности: изображение мужчины или женщины верхом на осле (а особенно сидящим задом наперед) – это прямое обвинение их в адюльтере.

Античная монета с изображением бога Диониса на осле (задом-наперед)

– Когда в Европе спало табу на изображение секса и эротических сцен? Чем это было вызвано?

– Официального табу не существовало очень долго. Изображения Марии-Антуанетты в образе распутницы имелись в свободном доступе во Франции еще до Революции. Другое дело, что во многих странах (например, в викторианской Англии) такие изображения порицались общественным мнением.

– Какие самые известные или скандальные эротические и сексуальные изображения в мировой живописи всех времен вы бы выделили? 

Один из самых известных скандалов – это скандал вокруг «Олимпии» Эдуара Мане на Парижском салоне 1865 г. Причины недовольства публики: обнаженная женщина, героиня – не античная богиня, а современница, и ее имя отсылало к имени одной из героинь «Дамы с камелиями» А. Дюма, т.е. на картине была изображена проститутка.

Не менее крупный скандал – споры вокруг картин Анри Матисса, выставленных на Художественном салоне осенью 1910 г.: «Танец», «Музыка» и «Купание». Художника критиковали за откровенное изображение обнаженного тела. При этом два первых полотна были заказаны С. И. Щукиным для его особняка в Москве. После скандала на выставке Щукин передумал было покупать картины, но через два дня все же мнение свое изменил.

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство