16 Января 2025
Поделиться:

И не скрыть под плащом разрешенного зла

«Каменная месса» и «Глупый август» — арт-мемуары Гюнтера Грасса

 

Уже кажусь себе странным,
на суде скором
у праведников.
В колпаке, скрученном
из вчерашней газеты,
это на все времена.

Гюнтер Грасс «Глупый август»



Гюнтер Грасс — проводник по тонкому рубежу между добром и злом, насмешник, играющий смыслами. Созданные им произведения в эксцентричной манере реконструируют историю большой эпохи, собранную из маленьких историй обычных людей. Изрядную долю в этих текстах занимает рефлексия автора. Но если принесшая ему славу «Данцигская трилогия» включает в себя сюжетные романы и новеллу, «Каменная месса» и «Глупый август», впервые на русском языке изданные в «Альпине.Проза», — книги совсем иного толка, пусть и решают все ту же авторскую задачу исследования личного в контексте национального.

Гюнтер Грасс — немецкий писатель, скульптор, график и художник, лауреат Нобелевской премии по литературе — родился в Вольном городе Данциге, ныне польском Гданьске. Место и время рождения определили писательскую манеру и интенции. О чем бы ни говорил, он обращался к городу, которого больше нет, к прошлому, которое приходилось не только осмыслять, но и в известной мере преодолевать: в 17 лет Грасс стал солдатом вермахта, сделав это осознанно и вполне по убеждениям. В 2006 году увидела свет «Луковица памяти» — мемуарная проза, охватившая двадцатилетие от начала Второй мировой войны до публикации в 1959 году «Жестяного барабана», первого гданьского текста автора. И хотя Грасс никогда не скрывал факта военной службы в конце 1940-х, автобиография взбудоражила общество, вызвав отклик неоднозначный и довольно бурный. Посвятивший все свое творчество изучению феномена памяти как меняющего форму концептуального пространства, а также исследованию нацизма и его последствий, автор был обвинен в лицемерии и замалчивании прошлого. Однако, напротив, Грасс открыто выступал за переосмысление опыта и признание ответственности.

«Каменная месса» задумывалась как глава «Луковицы памяти», но при жизни автора так и не была опубликована, ее обнаружили в его архиве совсем недавно. Грасс не кабинетный деятель, а творец с большим диапазоном, его мир не только текстуален, а трехмерен и подвижен: здесь любая вещная деталь преобразуется в метафору, и наоборот. Политическая, социальная и литературная активность не отвлекают его от созидания вымышленных миров внутри объективной реальности. Так, в «Каменной мессе», автор — очарованный фигурами донаторов в Наумбурге, особенно Утой, — приобретает нечто большее, чем просто воспоминание о поездке. Тех, чьи образы в XIII веке воплотились в статуях донаторов, Грасс приглашает на обед в своем саду, а покорившая писателя Ута то и дело встречается на улицах городов, разбросанных по свету. И как причудливо тасуется колода: второй женой Грасса стала женщина по имени Ута Грунерт. 

«Глупый август» — сентиментальная игра слов, не самый тайный шифр, передающий историю позднего лета 2006 года, когда Грасс пережидал в Дании шумиху, поднятую в прессе вслед публикации «Луковицы памяти». Сборник стихотворений с авторской графикой, скорее арт-дневник, чем подробные мемуары, одновременно ироничный и печальный. Глупый Август — клоун в традиционном немецком цирке. Фигура дурашливого плута, с которой нетрудно соотнести самого Грасса на страницах практически всех его текстов — особенно «Жестяного барабана», главный герой которого карлик Оскар Мацерат в эксцентричной манере рассказывает одновременно историю своей семьи и Вольного города Данцига, — и в деталях масса общего с изложенным в «Луковице памяти». И снова исповедальная манера, встроенная в метафорическое пространство, в котором мыслительное накладывается на физическое, становится приемом очуждения писателя от читателя, а взрослого — от юноши, сделавшего неправильный выбор и всю жизнь размышлявшего о последствиях своего поступка и чужих. 

Но ни «Каменная месса», ни «Глупый август» не изобилуют частными и историческими подробностями. Графика и тексты в обеих книгах образуют единое художественное полотно. Это скорее наблюдение за собой, размышление о собственной реакции на малые и большие потрясения жизни, в которой так же бесшовно идут одно за другим события разной природы. Проходит все. И из вчерашней газеты, в которой обличали оступившегося кумира, кто-то назавтра скрутит шутовской колпак. 

Книги

Скидка
Жестяной барабан

Жестяной барабан

Гюнтер Грасс
940 ₽610 ₽
Скидка
Кошки-мышки

Кошки-мышки

Гюнтер Грасс
640 ₽384 ₽
Новинка
Собачьи годы

Собачьи годы

Гюнтер Грасс
990 ₽707 ₽
Новинка
Каменная месса

Каменная месса

Гюнтер Грасс
690 ₽
Новинка
Глупый август

Глупый август

Гюнтер Грасс
1 490 ₽1 074 ₽

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство