Искусство имитации: как эволюция помогла нам создавать шедевры
Человек — единственный примат, который научился снимать кино, танцевать вальс и создавать сложные произведения искусства. Если вдуматься, каждый объект искусства представляет собой подражание жизни, ее улучшенную или просто видоизмененную версию. Почему же шедевры вроде «Джоконды», статуи Давида и «Унесенных ветром» принадлежат нам, а не условным шимпанзе? Мы прочитали книгу Кевина Лейланда «Неоконченная симфония Дарвина» и попробуем ответить на этот вопрос.
Изображение: Freepik
Очень крупный мозг
Сидя перед экраном кинотеатра, мало кто задумывается о том, что культурная эволюция развивалась по тем же законам, что и биологическая. Люди многому научились благодаря подражанию. Искусство, как и технологическая революция, во многом обусловлено нашей способностью к имитации. Она выручала далеких предков человека в африканских джунглях и стала основой для развития творчества.
Однако мы не единственные представители животного мира, способные к имитации. Эта форма научения присутствует и у других. Почему же они настолько уступают нам в развитии искусства?
Где картинные галереи попугаев, умеющих держать в клюве кисточку? Почему обезьяны не снимают кино?
Однозначного ответа на этот вопрос до сих пор не существует. Но есть гипотезы.
Для решения проблемы соответствия и имитации требуются особые нейронные связи между сенсорными и моторными областями мозга. Зеркальные нейроны активизируются, когда их обладатель выполняет какое-то действие и когда он видит, как это же действие выполняют другие. Считается, что именно эти нейроны отвечают за имитацию. С увеличением мозга в ходе эволюции у человека непропорционально разрослись те области, которые, как теперь известно, участвуют в имитации (в частности, височные и теменные доли).
Мозжечок и неокортекс
При этом главенствующая роль в человеческом мозге принадлежит неокортексу, на который приходится около 80% всего объема мозга — больше, чем у любого другого животного. Именно неокортекс отвечает за мышление, научение и планирование, а значит, и за имитацию. В ходе эволюции у нашего вида увеличивался и мозжечок, отвечающий за точность движений.
Тот уровень двигательного контроля, который позволяет человеку создавать произведения искусства и разыгрывать спектакли, уникален. Ни одно другое живое существо пока на него не способно. Среди животных только виды с очень крупным мозгом способны создавать сложный объект имитации — скульптуру, где требуется кропотливая работа развитой мелкой моторики. Даже трогательные фото, где слон держит кисточку в хоботе и пишет на холсте, — это не процесс создания картины уровня Леонардо да Винчи.
Эмпатия
Нельзя упускать и тот факт, что человеку при просмотре кинофильма или спектакля важно ощущать себя участником действия, разделять эмоции главного героя. Этой способностью мы обязаны далекому прошлому, когда умение оценить намерения хищника и способность «влезть в его шкуру» могли спасти жизнь. Не все животные обладают настолько развитой эмпатией.
Эволюция языка
Ключевую роль в возникновении искусства сыграла и эволюция языка. Кроме качественной имитации, в искусстве много символизма. Мы можем мыслить абстрактно и использовать символы в устной речи, что способствовало развитию творчества. Животные общаются, но не обладают столь развитой речью.
В вопросах творчества человек пока остается совершенно особым приматом. При этом своим умением поражать прекрасными произведениями искусства мы все же обязаны обычным эволюционным механизмам: имитации и способности распознать чужие намерения и эмоции.