15 Декабря 2020
Поделиться:

Из огня да в полымя: полезный гид по преисподней

Каков ад на самом деле? В рамках совместного проекта сетевого издания «Горький» и премии «Просветитель» Игорь Перников подготовил рецензию на книгу Скотта Брюса «Ад. История идеи и ее земные воплощения».

Идея ада на протяжении почти всей истории человечества тревожила умы верующих самых разных конфессий. Согласно исследованиям, 58% совершеннолетних американцев верят в существование преисподней и жизни после смерти — этот факт послужил одним из поводов для создания антологии «Ад. История идеи и ее земные воплощения», составленной американским медиевистом и историком религии, профессором Фордхемского университета Скоттом Брюсом. В предисловии к книге, для которой он отобрал и прокомментировал ключевые посвященные аду тексты, Брюс замечает: «упорная вера в Ад, сохранившаяся в наши дни, — повод углубиться в его долгую историю».

Для начала автор констатирует, что идея адских мук появляется в культуре не сразу. В частности, легенды древней Месопотамии говорят о том, что каждому человеку, независимо от социального статуса, было суждено посмертное существование, которое было печальным, но еще далеко не мучительным. Душа попадала в «страну, откуда нет возврата» и в виде бесплотной тени находилась под землей. Первыми, кто стал считать, что посмертное существование человека определяется его поведением при жизни, были, вероятно, древние египтяне, которые руководствовались маат — этическим законом доброты и справедливости. В соответствии с маат они могли надеяться, что после смерти попадут в «чертоги изобилия к Осирису» — некоторый аналог Рая. Для того чтобы определить, достоин ли человек места в чертогах изобилия, после смерти его сердце взвешивали на весах бога смерти Анубиса, и, если оно перевешивало перо (символ маат), это означало, что человек не достоин посмертного блаженства. Поэтому он умирал второй раз, и эта вторая смерть была ужасна: огнеликие демоны разрывали его на части и сбрасывали в кипящую пропасть.

Что касается культуры и традиций античной Греции, то изначально в греческой преисподней, как и в Месопотамии, души никто не судил. После смерти человек попадал в мрачное подземное царство Аида — старшего брата Зевса и повелителя мертвых, — где ему оставались лишь печальные воспоминания о жизни на земле. Именно в такой ад спускается Одиссей по наставлению волшебницы Цирцеи, чтобы спросить у тени знаменитого прорицателя Тиресия, как вернуться домой. В такой же ад спускались Орфей за своей возлюбленной Эвридикой и Геракл за псом Кербером. Фрагменты описаний их путешествий, созданных Гомером и Сенекой, также вошли в составленную Брюсом антологию.

Полный текст рецензии вы можете прочитать на сайте издания «Горький».

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство