18 Июля 2024
Поделиться:

«Изначально все люди были шаманами»: интервью с шаманкой из Калмыкии

Совместный материал «Альпины нон-фикшн» и журнала Russian Traveler

К выходу книги Андрея Шаповалова «Говорящие с духами: мир сибирского шаманизма» подготовили специальное интервью. Елена Батыр, потомственная калмыкская шаманка, рассказала о том, как выглядят современные обряды, как именно шаман выступает посредником между миром людей и духов, и о других тонкостях своего призвания.

Пряник, монета, костер. И никакого бубна!

– Считается, что одна из главных функций шамана — это «посредничество». Так ли это? Особенно если мы говорим о современном шаманизме.

– У нас в Калмыкии считается, что шаманы — действительно посредники между тем и этим мирами. Как это посредничество происходит? Сразу скажу — без бубнов! В этом смысле у меня уникальный шаманизм, и со многими другими традициями это созвучно. Мне не нужно впадать в транс, чтобы правильно предсказывать и исцелять. Не нужно дополнительных костылей. И отвары мы можем спокойно варить без мухоморов.

Что же тогда делает шаман для посредничества? Я читаю молитвы богам – молитвы добрым духам, молитвы для отпугивания злых духов и молитвы предкам, шаманам нашего рода, чтобы они мне помогали.

— Этнограф Андрей Шаповалов в книге «Говорящие с духами: мир сибирского шаманизма» пишет, что «постепенно шаман трансформирует обрядовую практику, приводя ее в соответствие с новой картиной мира». Так как же выглядят современные обряды? И есть ли они?

— Когда меня пригласили на телевидение в одну передачу, чтобы сделать обряд с буддистскими колокольчиками — у нас, в Калмыкии, буддистская традиция сильна, — то долго думали, брать или не брать, потому что я сразу сказала: «Бубна нет». А мне в ответ: «Как же вы без бубна?» Я тогда и сказала, что никаких танцев с трансом не будет, но обязательно нужен костер. 

Но этот же обряд можно проводить либо у воды, либо у дерева, потому что там, в стихиях, есть божества. Обычно я беру что-то сладкое — конфеты, пряник, кусок торта, — белую и желтую монетку — они символизируют серебро и золото, — и все это бросаю в костер, или в воду, или под дерево. Читаю молитву. И духи остаются довольны! Они наедаются сладким, монеты для них превращаются в золото и серебро. 

Полную версию интервью читайте на сайте журнала Russian Traveler


Книги

Новинка
Говорящие с духами: Мир сибирского шаманизма

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство