30 Августа 2024
Поделиться:

Как нарисовать квантовые частицы? Рассказывает художница Нюся Красовицкая

Интервью с иллюстратором книги  «Сто лет недосказанности: Квантовая механика для всех в 25 эссе»

В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла новая книга Алексея Семихатова «Сто лет недосказанности: Квантовая механика для всех в 25 эссе». Это иллюстрированное научно-популярное издание, которое не только объясняет, но и максимально наглядно — а иногда образно — показывает процессы квантовой механики. Поговорили с художницей Нюсей Красовицкой и выяснили, как ученый и художник работают в симбиозе и что делать, когда нужно изобразить максимально абстрактные понятия.

Мечта о квантовой механике

— Как вы вообще решились иллюстрировать квантовую механику?! Это же почти нереально!

— Я бы сказала: было нереально! А теперь мы набросали некоторые пути ее изображения.

На самом деле я не знаю задачи более интересной и волнующей для художника, нежели изобразить то, что еще никто не изображал. 

Но еще дело в том, что к тому моменту, как Алексей [Семихатов] предложил мне проиллюстрировать его книгу, я уже год постоянно думала о квантовой механике, а если художник постоянно о чем-то думает, он размышляет о том, как это нарисовать. Так что иллюстрации к книге про квантовую механику были абсолютным воплощением моей мечты.

— Что лучше всего передает абстрактные образы? В художественном смысле. Есть какие-то отдельные приемы, ходы?

— Я думаю, что лучше всего абстрактные образы передают абстрактные фигуры. Это придумали авангардисты. В картинах Казимира Малевича, Пауля Клее или Василия Кандинского вы постоянно ощущаете взаимодействие абстрактных фигур, и от этого у вас возникает понимание того, что у них там происходит. Скажем, в картине Кандинского «Движение 1», если посмотреть на нее подольше, вы увидите, как большие шары вертятся или парят, задевают некие «ленты», а точки разлетаются салютом. И это создает ощущение веселья, какого-то праздника. Так же можно передать давление, одиночество, множество, одинаковость и прочее.

Первые наброски — поиск стиля 

Есть, конечно и путь человекоморфизма. Алексей иногда использует его в лекциях, думаю, все его фанаты помнят эту фразу: «Если бы мы были бозонами, то мы бы все сидели друг на друге». Такие метафоры очень яркие и запоминающиеся, но есть в них и минусы, из-за которых их невозможно использовать постоянно. Во-первых, такие метафоры рождают множество дополнительных вопросов. Скажем, люди двуполы, а частицы? Если я изображу мужчину и женщину, то это как-то будет влиять на метафору частиц или нет? А во-вторых (и для книги это было даже важнее), сценки с людьми убивают некую мистику происходящего. Ведь квантовая механика в некотором смысле — жуткая, мистическая область, в которой действуют парадоксальные законы физики.

Куда течет время

— Знаю, что вы обсуждали концепты с Алексеем Семихатовым. Много ли дискутировали, что хотели править?

— Обсуждали всё. Абсолютно всё. Наверное, никто и никогда не был так вовлечен в мою работу, как Алексей. И это было просто потрясающе! Иногда я была не согласна с замечаниями, но все равно меняла картинку, так как мне было интересно увидеть результат и выбрать лучший. И часто оказывалось, что я не зря уступила — получившийся по предложению Алексея вариант оказывался лучше. 

Были смешные моменты: например, в иллюстрации к пятнадцатой главе, где частица проходит через кристалл и получаются две запутанные частицы, Алексей в кристалле и стрелочках вдруг увидел змею. А иногда наши разговоры заставляли меня глубоко задуматься. Например, в какую сторону течет время на в изображении? 

Набросок и финальный вариант 

— Чье мнение, на ваш взгляд, в таком случае приоритетнее: автора или иллюстратора?

— Я очень скромный иллюстратор, для меня вообще автор всегда приоритетнее. Но на такой вопрос сложно ответить, так как и сама тема — квантовая механика — невероятно сложная. Алексей просто очень крутой. Было ощущение, что мы вместе работаем над тем, чтобы и иллюстрации были офигенные. 

— Как думаете, иллюстрации сильно помогают упростить восприятие информации на, казалось бы, такую непростую тему? 

— Не знаю. Некоторые картинки кажутся мне крайне удачными. Но я еще не видела бумажной книги, и мне сложно сказать наверняка. Думаю, здесь роль иллюстраций не столько в упрощении, сколько в придании теме некоторой атмосферы через графическое изображение основных тезисов главы. Мамочки, очень сложно сказала! Надеюсь, что иллюстрации обогащают читателя, и за счет этого ему становится проще понять квантовую механику.  Короче, читайте книгу и смотрите сами!

40 эскизов с котом

— Как проходил процесс работы над иллюстрациями?

— О, это был долгий процесс! Он занял около полугода и строился примерно так. Сначала я читала книгу и делала наброски просто для себя. Потом рисовала по несколько эскизов на каждую главу для Алексея. Мы обсуждали все и выбирали один наиболее удачный, дорабатывали его. Когда такие «сюжетные» эскизы были сделаны на все главы, мы перешли к финальным рисункам, которые тоже нужно было тщательно дорабатывать. 

Например, эскиз «разрезанного кота» из одиннадцатой главы нарисовался буквально сразу, а вот финальных вариантов я нарисовала около сорока штук. Примерно на этом же этапе к нам подключились Юрий Буга, арт-директор «Альпины», и редактор Петр Фаворов. Они тоже помогали вносить финальные штрихи. 

Кошачьи вариации

— Ваша любимая иллюстрация из «Ста лет недосказанности»? 

— Много любимых, но наверное самая любимая — иллюстрация к четвертой главе, где рассказывается о вращении в атоме. Мы очень долго искали, как показать недо-вращение, невозможное, дурацкое дребезжание частиц, а потом я просто немного повернула один из слоев картинки, и текстура размазалась, как на размытой фотке. Это было прямо то, что нужно. Надеюсь, эффект не пропадет на печати!

— Насколько в принципе иллюстрированный нон-фикшен (именно авторскими рисунками, не репродукциями), на ваш взгляд удачный ход?

— Мне кажется, что авторские рисунки — это вообще всегда удачный ход. Вы вместо одной истории получаете как бы две.

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство