Как отличить викинга от норманна? Разбираемся с руководителем исторического клуба Андреем Лаптевым
Ошибки массовой культуры и тонкости исторической реконструкции
Похожи ли викинги из массовой культуры на норманнов? Зачем язычники крестились по несколько раз? Как проходит и меняется современная историческая реконструкция? К выходу книги Леви Роуча «Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии» поговорили с Андреем Лаптевым, историком, руководителем клуба реконструкции «Золотое копье» о завоеваниях, быте и ритуалах.
Здоровяк в шлеме и мехах
— Первое и самое важное! В голове массового читателя термины «норманны» и «викинги» почти всегда равнозначные синонимы. Так ли это? Или все же есть весомая разница?
— Вопрос в терминологии. В массовой культуре норманнами называли условных викингов. Если говорить исторически, то норманнами можно считать те племенные союзы Скандинавии, которые образовали в Северной Франции королевство Нормандия. Викингами же — морских разбойников. Они были не только из Скандинавии, пусть основной контингент, вероятно, все же был оттуда.
Но само слово «викинг» обозначает морского разбойника. Грабежами, работорговлей занимались разные племена, в том числе балтийские. Финны, например, тоже, да и славяне. То есть получалась такая очень смешанная культура. В раннем Средневековье из-за нехватки ресурсов молодые люди начинали строить корабли и собирались в группы морских разбойников.
— Насколько образ норманнов и викингов, который сложился в массовой культуре и в представлении большинства людей, схож с настоящим? В чем главные различия?
— Образ викинга, который демонстрируют массмедиа, крайне неверен. Обыватель представляет такого здоровяка к шлеме и мехах, на плечах еще обязательно должна быть шкура, в руках — двуручный топор. Их в эпоху викингов просто не было! Все эти образы не отражают действительность.
С IX по XI век, когда длилась эпоха викингов, не найдено ни одного рогатого шлема! К тому же, воины раннего Средневековья питались скудно — в основном злаковыми, рыбой. Только знать могла позволить себе более плотный и богатый рацион. Люди были не особо высокого роста, что вновь идет вразрез с образом огромного мощного викинга.
Шлем предположительно VIII века с кольчужным элементом
— Леви Роуч пишет, что потомки викингов-разбойников заложили основы современной Европы. Так ли это?
— Все верно! В XI веке происходит формирование больших армий. Часть скандинавских завоевателей — датчане. Они осели в Восточной Англии, часть — во Франции. И «дали кровь» новым королевским династия Европы. Дружинная культура и старые способы ведения боя стали неактуальными. Если лучниками с IX по XI век были преимущественно кочевники либо промысловики, которые использовали стрелы для охоты или рыбалки, то к закату эпохи викингов формирующиеся большие армии тоже начинают использовать луки как массовое оружие. То есть норманны оказали влияние и на военную историю средневековой Европы.
Часть Англии, завоеванная данами и норвежцами, называлась Денло. И эта область отличалась особой правовой системой. Вообще, получился такой парадокс: по сути, даны и англы — родственники. И сначала на эту территорию много столетий назад из Ютландии приплыли англы и уже в позднее римское время основали несколько королевств. А даны, по сути, пришли завоевывать своих далеких родственников.
Крещение ради наживы
— В книге Леви Роуч касается разных церемоний. Например, описывает церемониальную клятву верности викинга Роллона, которая позже получит название «оммаж». Какие еще церемониальные клятвы / церемонии времен норманнов и раннего Средневековья вы бы выделили?
— Судя по письменным источникам, одной из ярких традиций скандинавов была клятва на оружии или клятва оружием. Это, возможно, было связано с так называемыми поединками чести. Такая клятва, например, описана в «Старшей Эдде» и не только. К тому же, она поразительно напоминает клятву русов с Константинополем в одной из летописей. Также существовали еще и клятвы на кольце.
— «Язычники-северяне постепенно становились нормандцами-христианами. Однако для завершения процесса потребовалось еще полвека тяжких трудов». А как происходил этот процесс христианизации? И что ему способствовало?
— Какого-то четкого и целенаправленного процесса не было. Христианизация шла волнами. В начале IX века в Скандинавии влияние епископа Ансгара на короля Ютландии было очень сильным. В итоге последний, его звали Харольд, потерял свое влияние. Потом упомянутый епископ прибыл в торговый город Бирка.
Вообще, епископов в Скандинавии изгоняли, и некоторые короли насильно устраивали христианизацию. Например Харальд I Синезубый во второй половине X века принял христианство и принудил сделать это всех остальных. В Дании тоже насильно крестили норвежцев. Потом датчане устраивали христианизацию во время войн с западными славянами. Даны полностью разрушили город Аркону на острове Рюген и на месте языческого святилища славян построили храм.
Харольд 1 Синезубый в представлении нейросети
Так что было несколько разных периодов, и они происходили наплывами. Да и вообще, викинги могли притворяться христианами для того, что епископы давали льняные рубахи, лен тогда был очень дорогим! А именно в таких рубахах крестили. Еще могли давать серебро. Есть легенды о том, как язычники притворялись и крестились по нескольку раз, чтобы получить побольше вещей.
Историческая реконструкция как образ жизни
— Тяжело ли руководить историческим клубом реконструкции?
— У всех погружение в реконструкцию начинается по-разному. Я через друзей пришел как организатор фестивалей и спустя где-то два года втянулся через ремесло: занимался резьбой по дереву и кости. Еще способствовал спорт — например, лучная стрельба и увлечение лошадьми.
Вообще, в историческом клубе собираются очень разные люди, у нас много студентов с исторического факультета. Такой клуб, как и любое сообщество по интересам, это, без преувеличения, большая семья.
Я занимался изучением разных периодов: славянами, скандинавами, прибалтийскими племенами, кельтами. Сейчас сфокусировался на изучении германских племен эпохи Великого переселения народов.
Лучная стрельба реконструкторов
— Расскажите про норманнскую реконструкцию: как она вообще проходит и какие бы вы выделили главные правила реконструктора?
— Реконструкция бывает очень разной. У меня был опыт ведения экскурсий в историческом парке «Баcтионъ» (Карелия) в крепости викингов. Есть еще популярный формат участия в битвах бугурты: когда войско идет на войско, обычно это проходит в рамках различных фестивалей, в рамках которых можно еще изучать одежду, ремесло через быт.
Наш клуб организует тематические выставки, фестивали, участвует в разных культурных проектах, в том числе в съемках документальных фильмов. Мы делаем упор на изучение эпохи прежде всего через ремесло. Обучаем людей делать предметы своими руками, чтобы понять, как жили в то время. Реконструкторы долго изучают как археологические, так и письменные источники, чтобы верно воссоздать костюмы и быт. Иногда на это уходят годы! Порой приходится ездить в археологические экспедиции, чтобы понять, как были устроены древние жилища. Археологи, как правило, очень дружелюбные люди, всегда отвечают на интересующие вопросы, допустим: из чего строилось жилище? С этой информацией работать намного проще.
— Какие главные открытия в истории раннего Средневековья, на ваш взгляд, произошли за последние 10–20 лет? И случилось ли что-то такое, что изменило наше представление об этой эпохе?
— Случилось многое! Например, старый крой одежды, который предлагали более ранние исследователи, благодаря новым археологическим находкам стал неактуальным. В этом смысле достаточно строже иногда становится и сама реконструкция: появляются фестивали со строгими условиями допуска, где требуется максимально соответствовать образу, до мелочей. Иными словами, историческая реконструкция — это образ жизни.