Как «Шаман Кинг» использует культуру шаманизма? Четыре факта
Совместный материал Альпины нон-фикшн и Shaman King FLOWERS
Манга и аниме «Шаман Кинг» — один из самых ярких феноменов XXI века, который сделал шаманизм многих народов элементом поп-культуры. К выходу книги Андрея Шаповалова «Говорящие с духами: Мир сибирского шаманизма» мы подготовили материал о том, как в манге использовался реальный шаманизм — от ритуальных кукол до изгоняющего духов рока, — вместе с пабликом Shaman King FLOWERS и OH MY YOH.
В «Шаман Кинге» Хироюки Такэи любой человек, склонный к шаманизму, обладает фурёку — духовной силой, с помощью которой можно совершать магию и сливаться с миром духов. Шаманы чувствуют чужое фурёку, испытывая разные ощущения в зависимости от типа духовной силы, и постоянно видят духов и души умерших.
Люди и духи живут в разных тонких мирах, и только шаман может одновременно находится в обоих. В его власти позволить духам коснуться себя. Однако в «Шаман Кинге» шаманы могут и сами касаться духов, а также дружить с ними, сотрудничать и даже любить…
Хироюки Такэи объединил в своей манге ритуалы, религии, символизм и шаманизм всех народов мира и смешал это в яркий этнический калейдоскоп из разных мировоззрений и учений. Он заставил шаманов и людей из разных стран, эпох и культур говорить на одном языке и понимать друг друга.
Но здесь речь пойдет не о многогранности фэнтезийного мира «Шаман Кинга», а о реальных фактах из культуры шаманизма, которые Хироюки Такэи позаимствовал для манги.
Не более двадцати женщин
Итако — это особая каста женщин-шаманов, которых сейчас в мире осталось не более двадцати. Кстати, те немногие, оставшиеся в Японии итако, по сведениям на 2009 год, проживали в районе священной горы Осореяма в префектуре Аомори. Той самой горы, на которой в «Шаман Кинге» одну из самых узнаваемых героинь манги, Анну Кёяму, еще в младенчестве бросили родители. Согласно легендам, в окрестностях этой реально существующей горы и расположенного у ее подножия озера Усори находятся врата в преисподнюю, а ее название буквально означает «гора страха».
Женщины-шаманки, называющиеся итако, или огимасама, всегда слепы (или у них очень плохое зрение). Обычно шаманками становились слепые девочки, которых в возрасте 10 лет или чуть старше родители отдавали на обучение опытным итако. Такой род занятий позволял слепой женщине зарабатывть на жизнь. Учеба занимала три года и завершалась ритуалом бракосочетания новой шаманки и духа.
История Анны другая: она не была слепой, но из-за своей силы и событий прошлого слепо ненавидела всё и всех, что ее окружало, пока не познакомилась со своим будущим мужем и главным героем манги, Асакура Йо. Можно сказать, что, как слепые, переставая видеть глазами, обретают шестое чувство, так и Анна, перестав видеть в людях хорошее, обрела возможность читать мысли.
Итако выполняют роль медиума и общаются как с богами — ками, так и с духами умерших. Во время ритуала дух входит в тело итако и отвечает ее устами на вопросы. При этом итако говорят на диалекте цугару, распространенном в префектуре Аомори и малопонятном для прочих японцев, поэтому те, кто заказывает ритуал, вынуждены пользоваться услугами переводчика.
Анна же могла не только найти и призвать любого почившего духа и вступить с ним в контакт, но также вселить его в свое тело или тело любого живого шамана, находящегося рядом, с помощью своих бус, служивших ей проводником.
Насильная вечность
Даосизм — европейский термин, обозначающий одно из главных течений китайской философии, в его основе лежит положение о «пути вещей» (дао), которому должно следовать все сущее (мир и люди). Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци, и философская традиция северного Китая.
В конфуцианстве понятие «дао» обозначает жизненный путь человека. Если человек сможет познать дао, то обретет бессмертие.
В «Шаман Кинге» же даосы даруют вечную жизнь, не спрашивая, хочет ли этого будущий обладатель бессмертия. Джун Тао, сестра одного из главных персонажей, управляет мертвыми с помощью бумажных талисманов офуда и техники «Тяо Ши Сун Ши» (технику выдумал мангака. — Примеч. авт.).
Хотя техника «Тяо Ши Сун Ши» и придумана Хироюки Такэи, талисманы офуда — реально существующий предмет в даосизме. Эти талисманы появились в Китае, а затем в VII веке японцы их позаимствовали (как и сам даосизм). У офуда множество разных функций, они зависят от того, где их достали. Самый простой способ получить офуда — прийти в храм и купить. В таком случае это будет талисман, приносящий удачу или отгоняющий беды от дома.
Еще можно купить талисман у мага-оммёдзи. Оммёдо — это околомистические практики, смесь философии, даосизма и синтоизма. Такой офуда будет заточен уже под конкретную ситуацию. На талисмане, сделанном магом, будет написано заклинание и имя духа. Если это самый обычный офуда, то на нем пишут название храма, где он куплен, или самую простую фразу: «Уйди, злой дух».
Такие талисманы имеют меньше божественной силы, но зато напитаны энергетикой мага и тех существ, с которыми он работает. И именно такие талисманы офуда показаны в «Шаман Кинге».
Дзюн Тао же использовала свою кровь, прокусывая палец, чтобы написать заклинание, прикрепить офуда к мертвому телу человека, превратив его в цзянши (оживший труп), и управлять им. Тело цзянши помнит о прошлой жизни, но не может сопротивляться даосу, продолжая жить на мышечной памяти.
Куклы детям не игрушка
Еще одна не менее жуткая шаманская техника показана в главах, в которых персонажи прибывают в Америку и встречаются с шаманкой, целительницей и наследницей индейского племени Семиноа — Лилирарой. Она сражается, создавая сверхдуши с помощью проводников — кукол качина. Сила ее племени в том, чтобы проецировать иллюзии в разум противников. Она способна вселять духов, присутствующих в куклах, в противников, чтобы через видения поделиться с ними переживаниями и болью этих духов. Для этого сначала должен произойти прямой контакт с куклами; чем дольше они остаются в контакте с жертвой, тем точнее становятся видения.
Куклы качина — церемониальный предмет племен юго-западных индейцев Америки. Качи́на — божества и благожелательные духи предков у индейцев юо-запада Северной Америки (главным образом у западных пуэбло, особенно хопи и зуни). В переводе с языка индейцев хопи слово означает «дух невидимых сил жизни». Считается, что в известной нам форме культ первопредков качина сформировался в XIII веке. Во время ритуалов духов качина изображают как танцоры в костюмах и масках, так и маленькие деревянные фигурки-идолы. Они могут быть разной формы.
Перед каждым обрядовым праздником, встречей духов Качинас (духов умерших предков), индейцы мастерят церемониальные куклы качина. Каждая кукла представляет собой определенного индейского духа из национальной религии хопи, у каждой — определенный образ, несущий смысловую нагрузку. Известно более 400 видов кукол качина индейцев хопи.
Именно такие куклы, изображающие духов предков племени Семиноа, принадлежали Лилираре. Они были созданы по образу этих предков, поэтому они идеально подходили в качестве проводников и «оружия» во время сражений.
Сутры, духи, рок-н-ролл
Хироюки Такэи была придумала еще одна интересная шаманская техника, объединяющая в себе буддийские сутры с… роком! Так, буддийские монахи Рё Сугимото и Йонеда Зен вместе основали рок-группу Boz и отправляли злых духов в нирвану при помощи песен. Текстами этих песен были сутры, которые они произносили под музыку электрогитар, таким образом упокаивая души.
Boz возили все свои инструменты… в катафалке. Во время своего первого появления они исполнили песню, слова из которой взяты из сутры о трех прибежищах (Санкиэмон). В данном случае под прибежищем понимается искомое учеником состояние разума, находящееся на одной волне с состоянием разума его учителя (будды). Сутры в буддизме зачастую содержат в себе наставления о том, как освободиться от сансары и достичь нирваны, чем и обусловлен их эффект «упокоения духов» в манге.
Конечно, Boz использовали свою технику не только для этого. У них были песни, призывающие духов для сражения и атак, и песни для управления духами. Однако мечта этих двух монахов — упокоить всех злых духов этого мира, поэтому они и приняли участие в Битве шаманов.