19 Июля 2024
Поделиться:

Как стать комиком? Три вопроса о современном юморе

Почему шутки — не просто слова

Можно ли развить в себе чувство юмора, как начать карьеру в стендапе и почему придумывать смешные шутки уже недостаточно? Об этом беседуют Владимир Хотелашвили, продюсер и научный редактор книг Стива Нортона «Стендап: 20 лучших формул» и «Путь комического героя: Очень серьезная структура очень смешного фильма» Стива Каплана, и Камилл Ахметов, сценарист, писатель и преподаватель Московской школы кино. Модератор — стендап-комик Елизавета Остер.

Чувство юмора — это талант или ремесло?

Владимир Хотелашвили: Безусловно, есть люди с врожденным чувством юмора, «патологически» смешные. Но я уверен, что натренировать его точно можно. И для этого есть определенные методы. Чувство юмора развивается в человеке. За некоторое время можно научиться писать как минимум средние шутки и собирать треть залов.

У меня самого были юмористические задатки. И в школе мне говорили: «Да тебе надо идти в КВН играть». А я, дурак, послушал и пошел. В целом нормальное чувство юмора и придумывание шуток пришли с опытом. Лет через 15 мог сказать: «Вот теперь я могу придумать шутку». А еще через 10 лет, то есть сейчас: «Могу придумать шутку, но это не так легко». Серьезно.

Камилл Ахметов: Я 56 лет пытался развить в себе чувство юмора — и ничего не получилось. Но, в принципе, у человека оно должно быть. Откуда берется чувство юмора? У нашего мозга есть рациональная оболочка, неокортекс, а внутри нее — эмоциональная лимбическая система. Когда входящая информация явно не соответствует рациональному способу мышления, эмоциональная оболочка оценивает это как нечто абсурдное или смешное. Это и есть юмор. Так, по крайней мере, считают нейропсихологи. Я-то не знаю — у меня его нет.

Что касается шуток, есть юмор вообще без шуток. В жизни шуток мало, а она очень смешная. И мне кажется, современное понимание юмора как раз больше склоняется к тому, чтобы не было попыток рассмешить, но при этом было смешно.

Елизавета Остер: Мне кажется, все равно жизнь смешная. Основа шутки — парадокс, он везде есть. Ты — человек, который занимается комедией, — говоришь, что у тебя нет чувства юмора. Видишь? Парадокс-шутка.

Владимир Хотелашвили: Сразу смешно!

Камилл Ахметов: Я работаю в трех вузах, там никакая комедия не нужна. Ты просто идешь утром на работу, и после шести пар у тебя уже больше нет сил смеяться.

Как начать заниматься юмором профессионально

Владимир Хотелашвили: Думаю, что стендап — это самый короткий путь, чтобы понять себя и свое чувство юмора. Соответственно, отсюда я начал выращивать в себе шутки, чувство юмора и дальше уже стремился куда-то в профессиональную сферу. Я думаю, что нужно писать, выступать как можно больше и наблюдать.

Елизавета Остер: И выходить в продюсирование.

Владимир Хотелашвили: Возможно. Сначала написать сценарий, потому что продюсирование — это комплекс, где человек должен знать всего по чуть-чуть, чтобы потом к талантливым людям приходить и говорить: «Вот ты — молодец, классно пишешь! А ты — молодец, здорово снимаешь!»

Камилл Ахметов: Что сделать, чтобы начать заниматься юмором профессионально, как сценарист? Обратиться к книгам Стива Нортона «Стендап: 20 лучших формул» и Стива Каплана «Путь комического героя: Очень серьезная структура очень смешного фильма». В них дан современный взгляд на то, как и драматургу, и стендаперу развить в себе этот профессионализм. 

Что нужно сделать? Стендаперу — вообще перестать шутить, забыть о юморе. И создать себе персонажа, который будет настолько абсурден, что когда ты в себе его оживишь, то любое его замечание о жизни, о еде, о работе, обо всем этом будет смешным для всех нормальных людей, которые в зале. 

А для того чтобы писать смешные сценарии, нужно создать смешную, максимально абсурдную предпосылку, которая дальше сделает все действия, происходящие в фильме, смешными, независимо от того, шутит сценарист или нет.

Я всегда привожу в пример знаменитый фильм «Маска» Чака Рассела. Там есть абсурдная предпосылка, а все остальное — правда. Стэнли Ипкисс, которого играет Джим Керри, живет в городе, где процветает мафия, никто нормально не работает, банки воруют. Это обычный, нормальный мир. Но он получает зеленую маску. И все, дальше ничего смешного не происходит, но нам смешно, потому что эта маска делает абсурдным все действие.

Чего ждет аудитория от современных комиков?

Владимир Хотелашвили: Ты сказал, что нужно забыть о юморе и шутке. В книгах Стива Нортона и Стива Каплана говорится о том, что лучше всего перестать придумывать непосредственно шутки — текстовый прикол. Как в том же КВН «биатлоны» были. Я согласен, что они больше не работают — ни в каком формате, ни в каком жанре. Недостаточно сказать набор слов, правильно выстроенных в том или ином порядке, чтобы было смешно. Все равно нужна предпосылка и ситуация, что в стендапе, что в комедии.  Текстовые шутки могут присутствовать, но в целом история должна двигаться в комедийной перспективе.

Камилл Ахметов: «Должно быть сквозное действие», — Станиславский.

Елизавета Остер: Мне кажется, это слишком заумно. Давайте простыми словами. Человек хочет заниматься стендапом или сценаристикой. С чем выходить на рынок? 

Камилл Ахметов: Нужно придумывать что-то новое, пытаться это проявить.

Я с вами согласен насчет каламбуров — без них, конечно, тоже будет скучно. <...> Но на одни только шутки и гэги уже нельзя ориентироваться. Это рецепт столетней давности. Такую комедию придумали 110 лет назад. Она состояла из гэгов. На это можно было смотреть 15 минут. А когда появился полнометражный фильм, уже стало нельзя из одних гэгов делать кино и пришлось в них добавлять какой-то смысл, буквально сыпать его сверху. Получилось, что смысл — приправа к комедии, а должно быть наоборот: комедия должна быть приправой к смыслу. Не пытаться смешить, а быть смешной, это разные вещи. Лучшие комедии работают именно так. Но многие комедии сегодня все еще стараются смешить, якобы именно этого требует рынок.

Владимир Хотелашвили: Мне кажется, до сих пор нет точно сформулированного спроса. Никто не скажет: «Аудитории нужна сейчас именно такая комедия». Это неправда. Люди знают, наверное, то, что они собираются выпускать, и за счет этого популяризируют какое-то узкое направление.

Точно так же, как в интернете, в развлекательных программах и шоу что-то залетает, что-то нет. Конкретного, точного рецепта или тренда никто не знает.

Конечно, начинающему стендап-артисту, комику, шоумену или сценаристу важно знать, что было до него. Я считаю, что одна из основных причин успеха — это насмотренность и начитанность. Чем больше человек прочитал и посмотрел, тем  лучше он знает бэкграунд, что было раньше.

На мой взгляд, плохих идей не существует, если мы говорим о кино. Они просто возникают  не вовремя. Что такое плохая киношная идея? Та, которая повторяет миллион других старых идей, которые в свое время были востребованными и классными. Если ты изобретаешь что-то новое, то ты попадаешь конкретно в запрос людей. Им нужно что-то новое, чего они еще не видели или не слышали.

Поэтому, если мы говорим о стендапе, то здесь тоже важно исходить из комедийного образа. Он помогает человеку долго быть юмористом, артистом. Соответственно, этот образ должен быть новым, удивительным. И когда ты пришел в стендап-клуб, увидел нового человека и с первых трех секунд, с первой-второй фразы он тебя повеселил, не шуткой, а самим собой, ты понимаешь, что на него можно будет пойти второй раз, третий, четвертый, и он будет развиваться. И тебе с каждым монологом будет интересно на него смотреть. 

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство