Как влюбиться в персонажа
Илья Кожухарь о феномене ролей Хоакина Феникса
К выходу книги «Разбор роли: Психология для актеров, режиссеров и сценаристов» попросили автора, Илью Кожухаря, рассказать, как прописывается качественный персонаж и как воплощается актером в кадре. Разбираемся на примерах ролей Хоакина Феникса.
Как актерам удается играть ярких и непохожих друг на друга героев? В первую очередь секрет, конечно же, кроется в мастерстве перевоплощения и умении артиста уходить «от себя», искать новые и непривычные проявления. Но частично ответ заложен и в драматургии роли: если персонажи отличаются один от другого по цели и по характеру, то у актера гораздо больше шансов создать череду выдающихся, непохожих друг на друга образов. Убедимся в этом на примере пяти ролей Хоакина Феникса, одного из самых самобытных и обсуждаемых актеров современности.
- Жестокий император Коммод из «Гладиатора»;
- Застенчивый, но смелый Люций Хант из «Таинственного леса»;
- Депрессивный писатель Теодор Туомбли из фильма «Она»;
- Завораживающий в своем безумии Джокер и только еще сходящий с ума от страха Бо.
Все эти герои действительно нисколько не напоминают друг друга, да и самого Феникса в них не так легко узнать. И во многом это связано с тем, что все они стремятся к разному.
Сверхзадача персонажа — это ответ на вопрос, чего он хочет больше всего. И если в жизни у нас может быть множество ведущих целей, то на экране все поступки героя должны быть подчинены одному ведущему стремлению. И выбор цели — это отличная возможность сделать образы непохожими друг на друга.
Хоакин Феникс в роли Теодора Туомбли
Так, главный мотив Коммода — это честолюбие, желание быть оцененным по достоинству. И ради этого он не остановится ни перед чем: убьет отца, постарается устранить соперника Максимуса и даже выйдет сражаться с врагом на гладиаторскую арену. Совсем другие мотивы движут Люцием Хантом, которые совершенно искренне хочет защитить от чудовищ жителей своей деревни и не ищет никаких благ для себя (о, как редки в кино герои-альтруисты!). Теодор Туомбли («Она») так жаждет, чтобы его любили, что завязывает роман с искусственным интеллектом. Артур Флек («Джокер») мечтает получить внимание и признание, которых ему так не хватает в жизни, и постепенно становится на преступный путь. А бедный Бо, жизнь которого состоит из страхов, хочет лишь найти кого-то, кто возьмет на себя ответственность за эту пугающую жизнь и снимет тяжкое бремя с него самого.
Различия между героями еще более усиливаются через проявление их характеров. Коммод — импульсивный психопат, для которого нет ничего святого; Люций — неуверенный в себе, с трудом общающийся с людьми, любой разговор — испытание для него; Теодор живет в затяжной депрессии, не может вырваться из тоски, но при этом виртуозно оперирует словами; Джокер пытается противостоять шизофрении, которая затягивает его в искаженный нереальный мир; Бо буквально состоит из тревожности и старается предвидеть все, что может пойти не так.
Актеров не случайно считают великолепными житейскими психологами: прежде чем сыграть героя, его нужно понять изнутри. А потом случается чудо — профессиональный актер находит способ не только разобраться, но и сделать чужое на время своим. И мы ему верим.