Киногерои по ту сторону добра и зла
Илья Кожухарь и Олег Сироткин о том, кому сопереживает зритель
На ярмарке Non/fiction Весна прошла презентация книги «Разбор роли», где автор книги актер Илья Кожухарь и сценарист Олег Сироткин поговорили о том, как создавать психологически достоверных героев и почему они завораживают зрителя. Беседу модерировал Денис Лукьянов из «Альпины нон-фикшн».
В драматургии есть понятие «картонный герой» — персонаж, который что думает, то и говорит. Как ребенок. В реальной жизни люди устроены сложнее: они могут осыпать вас комплиментами, а за спиной рассказывать ужасные вещи. Могут на словах желать добра, но в глубине души вожделеть прямо противоположного.
Зрителя интригуют противоречивые персонажи: те, что думают одно, делают другое, а говорят третье. Фильмы о таких героях смотрятся с интересом и остаются в памяти надолго, потому что отражают реальный мир на экране, помогают зрителю разобраться в себе и других.
Особенно аудиторию завораживает кино о людях по ту сторону добра и зла. Такие истории не только дают возможность поразмышлять о природе человека, но и позволяют в безопасной форме, сидя в кинозале, прожить жизненный опыт, который в реальном мире небезопасен. Вот причина популярности фильмов о преступниках и психопатах. На экране ты можешь пройти вместе с героем путь от преступления до наказания. Дать волю подавленным чувствам и понаблюдать, что из этого выйдет.
Кадр из фильма «Джентльмены» (2019)
А вот за альтруистами наблюдать неинтересно. Меньше всего зритель доверяет персонажу, который мотивирован желанием бескорыстно делать добро окружающим. Зритель ищет подвох в его действиях, скрытую выгоду. Общество в романе Достоевского не случайно называет князя Мышкина идиотом. По мнению Достоевского, так воспринимался людьми тех лет блаженный человек, живущий по христианским заветам. Это была не критика христианства, а обличение общества тех лет.
Форрест Гамп аналогичен князю Мышкину в кино. Он редкий пример героя, который однозначно положителен и интересен на протяжении всей истории. В случае Форреста Гампа доброта и доверчивость — это проявление психологического неблагополучия, которое само по себе любопытно.
Я согласен, что нам интересы нетипичные герои. Но у психопатов в кино есть недостаток: тяжелые личностные расстройства не позволяют персонажу меняться, создают статичный образ, к которому быстро теряешь интерес.
На мой взгляд, лучший персонаж — это противоречивый человек, наблюдая за которым иногда задаешься вопросом: «А почему он так поступил?» В то же время это герой, открытый внешнему опыту, способный преображаться.