18 Марта 2022
Поделиться:

Крючковатый нос, синяя кожа, нагота: как найти иноверца в средневековой иконографии

Для искусства Средних веков характерно разделение на «своих» и «чужих», праведников и грешников. Для этого в иконографии использовался особый визуальный язык, полный символов и узнаваемых образов. К выходу книги историка-медиевиста Михаила Майзульса «Воображаемый враг» мы собрали самые характерные для того времени знаки инаковости.

Для начала обозначим круг «врагов» христианской веры. В Средние века к ним относили иудеев, язычников, мусульман, еретиков и всех тех, кто жил вопреки христианским постулатам. Многие из знаков инаковости распространялись на всех грешников, и их культурно-этническая обусловленность была не так важна.

Юденхут
Иудеи чаще других «врагов» порицались в средневековой иконографии. Для изображения предателей Христа использовалось множество образов. Самый узнаваемый из них — остроконечная шапка, или юденхут. Есть теория, согласно которой еврейские мужчины действительно носили такие головные уборы. По другой версии, остроконечные шапки были придуманы христианскими художниками, чтобы как-то маркировать нехристиан.

Формы еврейских шапок в иконографии XI–XV вв.

Постепенно юденхут перестал ассоциироваться только с евреями и стал универсальным знаком иноверия. На различных средневековых изображениях его также можно заметить на язычниках и других «злодеях».

Гербы с жабами, орлами и скорпионами
В Средние века геральдика стала главным языком, на котором европейская знать говорила о себе. Неудивительно, что этот язык начал использоваться и в иконографии. Правда, художникам того времени приходилось самим придумывать гербы для чужаков, иноверцев и врагов, так как в действительности их быть не могло — эти персонажи были из далекого прошлого, принадлежали к неевропейским культурам или вовсе не существовали.

Джованни ди Бартоломео Кристиани. Мученичество св. Луции. Ок. 1370–1390-х гг.

На герб помещали определенные фигуры, чтобы указать на инаковость его обладателя. Так, гербы со скорпионами использовались для изображения евреев, с орлами и аббревиатурой SPQR — для римлян-язычников, с головой мавра — для мусульман. Свой герб был даже у дьявола и Христа. У дьявола его «украшали» жабы как символы разложения и порока. У Христа — орудия Страстей, в основном связанные с сюжетом распятия: гвозди, терновый венец, копье, трость с губкой.

Анимализация людей
Палачей Христа часто изображали с головами животных: львов, быков или псов. Их перекошенные злостью лица напоминали звериные морды. Это делалось для того, чтобы передать зверскую жестокость, с которой они истязали Христа.

Псалтирь Роберта Линдсея, аббата Питерборо. Нач. XIV в.

В еврейской иконографии люди со звериными головами изображались по другим причинам. Следуя второй заповеди «Не делай себе кумира», иудеи боялись обычного изображения людей и рисовали их с пустыми лицами или со странными, деформированными чертами.

Крючковатые или вздернутые носы
В средневековой иконографии духовное уродство часто пытались изобразить с помощью физического, и наоборот — правильные черты лица и отсутствие телесных дефектов говорили о внутренней красоте. Так, внешность Христа, Девы Марии и святых была приятна и гармонична, в то время как дьявол, демоны, еретики, иноверцы и грешники изображались уродливыми и отталкивающими.

Лица истязателей Христа в иконографии XII–XVI вв.

Длинный крючковатый нос стал одним из самых ярких опознавательных знаков евреев, однако со временем с ним стали изображать и других грешников. Вздернутый нос тоже был символом порока, так как уподоблял своих обладателей свиньям — животным, которые олицетворяли нечистоту.

Черные лица и кожа
В средневековой Европе черный цвет ассоциировался с первобытным хаосом, дьяволом и грехопадением. Темные лица и кожа грешников в иконографии олицетворяли тьму, царствующую в их душах. Иноверцев и других врагов не только изображали со смуглой, черной или даже синей кожей, но также добавляли им негроидные черты: широкий и плоский нос, толстые губы, курчавые волосы. Их духовное несовершенство выражалось через расовую инаковость.

Кентерберийская псалтирь. Кентербери. Ок. 1200 г.

Неестественные позы, яркая мимика и жестикуляция
Для средневековой христианской культуры характерен призыв к сдержанности и самоконтролю. Святые и мученики изображались в спокойных позах, со смиренным выражением лица. В свою очередь тела дьявола, демонов, палачей и грешников находились в неустанном движении. На средневековых изображениях они порывисто жестикулируют, обнажают зубы, высовывают язык, оттягивают веки, показывают фигу, а также демонстрируют наготу.

Холкхэмская Библия. Англия. Ок. 1327–1335 гг.

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство