21 Января 2022
Поделиться:

Кумари: как из маленьких девочек делают живое индуистское божество

В Непале до сих пор существует религиозная традиция, по которой девушек, не достигших половой зрелости, объявляют живым божеством — телесным воплощением индуистской богини Дурга. После этого их жизнь радикально меняется. Об этой и других формах угнетения женщин рассказала журналистка Хелен Льюис в книге «Неудобные женщины». Публикуем отрывок о том, с чем приходится сталкиваться юным кумари.

Катманду — ошеломляющий город: толпы на тротуарах, суматоха на дорогах, стоящая в воздухе пыль, от которой першит в горле. В первый день в Непале я дошла пешком до площади Дурбар, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, разрушенного землетрясением в 2015 году. Там, среди рухнувших пагод и рыночных лотков, полных разных статуэток и шарфов, я хотела увидеть богиню.

«Тело у нее должно быть как баньяновое дерево» — такова одна из 32 характеристик кумари, или живого воплощения индуистской богини Дурга. Шея у нее должна быть как раковина, ресницы — как у коровы, а голос мягкий и ясный, как у утки. Она должна происходить из касты золотых и серебряных дел мастеров, быть здоровой и иметь все молочные зубы. Вдобавок она должна быть не только девственницей, но и в допубертатном возрасте. В тот день, когда у кумари наступают первые месячные, богиня покидает ее тело. Она проводит 12 дней во тьме, а затем ее отправляют обратно в мир.

На площади Дурбар в угасающем свете дня я отправилась во дворец Кумари — как раз ко времени ее ежечасного появления на балконе. Богине было четыре года, и она выглядела невозмутимо, чего и следовало ожидать. Тришна Шакья была одета в оранжевое, и на лбу у нее был нарисован третий глаз. Она величаво помахала собравшимся туристам, а затем отступила обратно в деревянное здание.

Я хотела увидеть кумари, потому что она живет в роскошной тюрьме.

Во время редких прогулок ее ноги не должны касаться земли — богиню носят в паланкине. Люди со всей страны приезжают для поклонения ей; туристы всего мира хотят посмотреть на нее. Но все заканчивается, как только наступает половое созревание. Тогда ей нужно вернуться в свою семью и подумать о будущем. Впервые она может самостоятельно пройти по улице. «Когда я в первый раз вышла на улицу, то не знала, как правильно ходить, — рассказала ВВС в 2014 году бывшая кумари Чанира Баджрачарья. — Мать с отцом держали меня под руки и учили ходьбе».

Какая семья потерпит, что их маленькую дочь забирают у них в столь раннем возрасте? И однако, когда это происходит, тысячи непальских семей смиряются с этим, хотя их дочери покидают дом не ради изнеженного уединения. Они становятся не кумари, а камлари (название рабской системы труда для женщин в Непале. — Прим. ред.) Русским эквивалентом этого слова, наверное, может быть выражение «крепостной холоп», хотя можно предложить и другое слово: «раб».

Эта практика была объявлена незаконной в 2006 году, но в сельские районы Непала вести доходят медленно. В часе езды от Непалганджа, недалеко от границы с Индией, я говорила с Сангитой Тхару, которая стала камлари в возрасте десяти лет, когда ее родителям понадобились деньги, чтобы арендовать землю. Хозяин приехал, пока родители работали в поле.

«Моя тетя накормила меня обедом, и я ушла», — сказала она мне. «Даже не попрощавшись?» — «Да».

Она дошла до контрольно-пропускного пункта в часе пути от деревни, потом села на автобус в Непалгандж. В 5 часов дня она прибыла в новый дом, но оказалось, что там уже есть камлари. У Сангиты не было с собой даже смены одежды. <...>

В тот день в Катманду мне было неловко смотреть на кумари. В конце концов, я глазела на ребенка, которого забрали из семьи и поместили в религиозное заточение. Сейчас кумари получают возможность заниматься с преподавателями и сдавать экзамены, но они все равно находятся в изоляции. Тревожит и бесцеремонность, с какой живые богини в момент наступления первых месячных превращаются в никому не интересных старух, особенно в стране, где есть и другие сильные табу, касающиеся менструации. В горных районах девочек до сих пор прогоняют в лесные хижины, когда у них наступают месячные. В январе 2018 года 21-летняя девушка умерла, задохнувшись дымом, в отдаленной деревне, когда развела огонь в такой хижине, чтобы согреться: в Непале зимой минусовая температура.

Фотография: Бывшая кумари из Катманду Матина Шакья. Источник: Behance.net

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство