27 Августа 2021
Поделиться:

Лимонов в кадре: как из серии обложек получилась фотобиография писателя

Вышедший летом культовый роман Эдуарда Лимонова «Это я — Эдичка» стал самой покупаемой книгой сезона (по версии «Фаланстера»). Скоро «Альпина.Проза» планирует выход других книг автора. Примечателен дизайн проекта — обложки оформлены знаковыми портретами Эдуарда Лимонова, сделанными в годы написания каждой книги. Арт-директор Юрий Буга и его заместитель Денис Изотов рассказали, как разрабатывался дизайн серии.

Почему для дизайна серии вы решили взять фотографии писателя?

Юрий: Оформление серии — оммаж советским собраниям сочинений 60–80-х годов. Титул книги в таких изданиях обязательно предваряло большое изображение автора. На обложки мы поставили фрагмент портрета. Но когда читатель раскроет книгу, он увидит на форзаце портрет целиком, это как бы продолжение обложки.

Изначально была концепция, чтобы на каждом томе Лимонов был в момент написания романа. Но жизнь внесла свои коррективы, и мы решили взять фотографии Лимонова, соответствующие его возрасту в романе. То есть на обложке, например, «Подростка Савенко» изображен Лимонов-подросток, хотя написал он этот роман в 45 лет. Если собрать все книги, то вы увидите мини-биографию Лимонова.

Денис: Мы пробовали разные идеи; например, был вариант с изображением мест действия романа. Но литература Лимонова очень взаимосвязана с его личностью, все его вещи автобиографичны. Конечно, тогда логично использовать в оформлении фото. На обложке мы делаем фокус на имени автора, но внутри раскрываем портрет целиком.

Насколько сложно было найти фотографии?

Денис: Лимонов — личность легендарная, с очень богатой биографией. Существует огромное количество фотографий Лимонова — семейных хроник, журналистских репортажей, глянцевых фотосессий. Редко когда так везёт, но при таких обстоятельствах хочется максимально точно подобрать картинки.

Фото искал по фотоагенствам, перерыл всё сообщество фанатов автора в ЖЖ. С фотографиями для книг «У нас была великая эпоха» и «Подросток Савенко» помогла Фифи, за что ей большое спасибо. Очень пригодилась книжка «Лимонов в фотографиях. С комментариями, написанными им самим!».

Подробнее о каждой фотографии

«Это я — Эдичка»

Это хрестоматийная фотография, сделанная Леонидом Лубяницким, другом Лимонова нью-йоркской поры. Этот фотограф снимал также Высоцкого, Бродского, Барышникова и многих других знаменитостей. Кстати, Лубяницкий упоминается пару раз и в романе «Это я — Эдичка» под прозрачным псевдонимом «Лубеницкий».

Вот что сам Лимонов писал об этой фотографии: «Эдичка. Автор и герой. Весна 1976 года. Роман ещё не написан. Елена уже ушла».

Елена Сергеевна Щапова де Карли — бывшая жена Лимонова, прототип главной героини «Это я — Эдичка». В 1974 году Елена вместе с писателем эмигрировали через Вену в США. Позже она вышла замуж за графа Джанфранко де Карли. Кстати, в 1984 году Елена опубликовала в Нью-Йорке книгу «Это я — Елена» — это стало своеобразным ответом на книгу бывшего мужа. В Москве ее переиздали в 2008 году.

«История его слуги»

С началом американского периода Лимонов работал батлером у наследственного мультимиллионера Питера Спрэга. Этот опыт и стал основой книги «История его слуги». Здесь Лимонов в образе героя своего романа — дворецкого и повара в доме богатого американца. По-видимому, фото сделано для промо первого издания книги во Франции. Батлером тогда Лимонов, конечно, уже не работал.

«Дневник неудачника»

В начале 80-х годов Лимонов переехал во Францию, где писал для общественно-политических изданий: Revolution коммунистической партии, крайне правого журнала Choc du mois и других. Этот снимок как раз из французского периода писателя — пожалуй, самого богатого на творчество: он написал «Подросток Савенко» (1983), «Молодой негодяй» (1986), «У нас была великая эпоха» (1989) и другие. В 1987 году получил французское гражданство (в 2011 году отказался от него). Лимонов стал известным и модным автором, его постоянно снимали для промо книг и для глянцевых журналов.

Денис: «Дневник неудачника» — пожалуй, мой самый любимый роман Лимонова, и мне хотелось подобрать для него идеальную фотографию. Когда я наткнулся на эту фотографию, я понял, что это стопроцентное попадание в образ — начиная от пронзительного взгляда и заканчивая патронами на футболке. Изумительное фото.

«Смерть современных героев»

Также фотография французского периода. «Смерть современных героев» — один из немногих романов Лимонова «не про себя», с условно «придуманными» персонажами. На этой фотографии автор смахивает на Джона Галанта — протагониста книги.

«У нас была великая эпоха»

Лимонов написал о родителях и школьных годах. О трудном, но всё-таки счастливом детстве, которое пришлось на первые послевоенные годы. Писатель пишет о своем варианте Великой Эпохи, советской империи.

Комментарий Лимонова к фотографии: «Я, мама и дочка [не помню какого] секретаря Сумского обкома партии, — Нина — студентка. Харьков, Зеркальная струя — 1953 или 1952 годы?»

«Подросток Савенко»

В 1967–1974 годах Эдуард Савенко (настоящая фамилия Лимонова) жил в Москве и посещал поэтический семинар Арсения Тарковского. Среди его друзей были авторы московского литературного андеграунда: Венедикт Ерофеев, Леонид Губанов, Игорь Ворошилов, Евгений Сабуров. Также писатель входил в неофициальное поэтическое объединение СМОГ («Смелость, Мысль, Образ, Глубина»). А псевдоним «Лимонов» ему придумал художник-карикатурист Вагрич Бахчанян.

Для обложки мы взяли фото на документы подростка Савенко. Сам Лимонов в романе описывает героя так: «...Польские брюки кое-где разорваны и зашиты самим Эди-бэби, но Эди упорно продолжает их носить, так как Ася однажды сказала ему, что в этих брюках и белой рубашке Эди-бэби очень похож на недавно умершего американского актера Джеймса Дина, и показала ему книгу с фотографиями. Действительно, этот парень-актер был очень похож на Эди-бэби, только он был старше. Прическа у Эди-бэби чуть короче, чем у Джеймса, а в остальном — разительное сходство. Славный парень был, жаль, что он умер, разбился на мотоцикле».

«Молодой негодяй»

Комментарий Лимонова к фотографии: «Мне 21 год. Поэт (опять...) Стою у ресторана «Люкс» на Сумской улице».

Идеальная фотография для этого романа — чуть ли не половина книги происходит на Сумской улице, но главное — это летнее безалаберное настроение фотографии. Лимонова редко можно увидеть таким.

Рубрики

Серии

Раздзелы

Издательство