«Мазурка, разбивающая сердце Кити». О танце в классической литературе
Сегодня, 14 марта, празднуется День вальса: именно в этот день родился композитор Иоганн Штраус, король вальсов. Продюсер издательства «Альпина.Проза» Ольга Лишина объясняет, какую роль сыграли вальс и мазурка в судьбах героев классики.
Что танцуют Анна Каренина и Вронский?
Вальс — именно этот танец при знакомстве танцуют Анна Каренина и Вронский во всех экранизациях… И это противоречит тексту и было бы решительно невозможно по соображениям этикета того времени! Судьбу героев Льва Толстого решила мазурка.
Вальс — танец довольно интимный, слишком близок контакт для незнакомых людей. Юрий Лотман в «Беседах о русской культуре» цитирует правила того времени:
«Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие».
Вальс танцевали только со знакомыми, с друзьями семьи или мужчинами близкими и уважаемыми.
Д. А. Белюкин. Вальс.
В другом великом произведении Льва Толстого, рассказе «После бала», один из слушателей рассказчика, иронизируя, делает акцент на этой «вальсовой» близости:
«—…Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: “Encore” [Еще (фр.)] . И я вальсировал еще и еще и не чувствовал своего тела.
— Ну, как же не чувствовали, я думаю, очень чувствовали, когда обнимали ее за талию, не только свое, но и ее тело, — сказал один из гостей».
Возвращаясь к Анне Карениной: на судьбоносном вечере для нее, Вронского и Кити последняя, войдя в зал, сразу же танцует вальс с главным кавалером по бальной иерархии, знаменитым дирижером балов, церемониймейстером Корсунским:
«…— Отдыхаешь, вальсируя с вами, — сказал он ей, пускаясь в первые небыстрые шаги вальса. — Прелесть, какая легкость, précision, — говорил он ей то, что говорил почти всем хорошим знакомым».
И он же, после вальса провожая Кити к Анне, легко приглашает вторую:
«— Это одна из моих вернейших помощниц, — сказал Корсунский, кланяясь Анне Аркадьевне, которой он не видал еще. — Княжна помогает сделать бал веселым и прекрасным. Анна Аркадьевна, тур вальса, — сказал он, нагибаясь.
— А вы знакомы? — спросил хозяин.
— С кем мы не знакомы? Мы с женой как белые волки, нас все знают, — отвечал Корсунский. — Тур вальса, Анна Аркадьевна.
— Я не танцую, когда можно не танцевать, — сказала она.
— Но нынче нельзя, — отвечал Корсунский».
Кити и Вронский прекрасно знакомы, более того, она ждет, что на этом балу услышит предложение руки и сердца. Вронский танцует с ней несколько вальсов, однако вальс — танец не только интимный, но и быстрый: взглядами обменяться, улыбнуться можно успеть, а серьезный разговор не завести. Следом за вальсами идут быстрые кадрили, а Китти ждет долгого танца, после которого (как ей кажется) все станет ясно. Мазурка.
Мазурка, разбивающая сердце Кити:
«…Но пред началом мазурки, когда уже стали расставлять стулья и некоторые пары двинулись из маленьких в большую залу, на Кити нашла минута отчаяния и ужаса. Она отказала пятерым и теперь не танцевала мазурки…»
Кити на балу. Иллюстрация Ореста Верейского к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1979–1981 годы
Вронский приглашает Каренину — и это жест понятен и заметен всем, не только троим главным участникам событий:
«— Он при мне звал ее на мазурку, — сказала Нордстон, зная, что Кити поймет, кто он и она. — Она сказала: разве вы не танцуете с княжной Щербацкой?..»
«..Она видела их своими дальнозоркими глазами, видела их и вблизи, когда они сталкивались в парах, и чем больше она видела их, тем больше убеждалась, что несчастье ее свершилось. Она видела, что они чувствовали себя наедине в этой полной зале…»
Мазурка, мазурка.
Почему же так невнимательны кинематографисты? Полагаем, дело не в небрежности, а лишь в том, что головокружительный вальс — ярче и выгоднее показывать в сцене бала, чем сложную и долгую мазурку. Однако, хотя у мазурки нет личных «именин», она в центре внимания не только в «Анне Карениной».
Евгений Онегин на балу
Так Пушкин любуется балом, на который едет его Евгений, и невозможно не присоединиться к восхищению:
Вот наш герой подъехал к сеням;
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням,
Расправил волоса рукой,
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.
XXIX
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
И отдельно о мазурке:
XLII
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы.
Д. А. Белюкин. Мазурка. Иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Есть в «Евгении Онегине» и сцены вальса — не менее рокового для участников событий:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
К минуте мщенья приближаясь,
Онегин, втайне усмехаясь,
Подходит к Ольге. Быстро с ней
Вертится около гостей,
Потом на стул ее сажает,
Заводит речь о том о сем;
Спустя минуты две потом
Вновь с нею вальс он продолжает;
Все в изумленье. Ленский сам
Не верит собственным глазам…
М. Зичи. Бал в честь Александра II в Гельсингфорсе в здании вокзала. 1863 г.
Однако закончим наш рассказ сценой вальса радостного и прекрасного, сделавшего героев романа «Война и мир» счастливыми (пусть хотя бы на время):
«…Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.
“Давно я ждала тебя”, — как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия…»