Мессы под синим солнцем: проза ноября
Собрали подборку книг издательства «Альпина.Проза», которые ждем из печати в ноябре
«Вегетация», Алексей Иванов
В этот раз Алексей Иванов обратился к фантастике. Бригада лесорубов на вездеходе пробирается по лесным чащобам Урала к заброшенному военному объекту в таинственной горе Ямантау. А мир вокруг — вроде наш, но как-то не совсем... География реальна, однако посёлки и городишки — пустые, заводы — мёртвые, дороги заросли деревьями. И главное — изменился сам лес. Его вегетация искусственно ускорена для добычи древесины, и лес мутировал. Он живёт своей жизнью. Он ополчился на цивилизацию: в его дебрях скрываются чумоходы — обезумевшие машины и люди здесь теряют свою биологическую природу. Впрочем, только ли биологическую?.. Бригады лесорубов не лучше окружающего их мира: они друг другу конкуренты и между ними — война.
Роман «Вегетация» построен по канонам многих жанров. Это роуд-муви — история путешествия, одиссея. Это постап — постапокалипсис. Это дизельпанк в российской глухомани. Это крепкий сай-фай — научная фантастика. Видовое разнообразие антиутопий подобно мутагенному лесу, однако «Вегетация» рассказывает не о том, куда едут герои, а о том, куда идём мы сами.
«Каменная месса», Гюнтер Грасс
Когда Умберто Эко спросили, с какой женщиной из мировой истории искусства он хотел бы провести вечер, он назвал Уту Наумбургскую. Рассказчик этой истории, нобелевский лауреат Гюнтер Грасс, разделяет это мнение. Во время писательского тура по ГДР в конце 1980 х годов он видит её вместе с одиннадцатью другими фигурами донаторов в Наумбургском соборе. А поскольку на бумаге возможно всё, он решает пригласить всех тех, по чьему подобию художник создал в XIII веке реалистичные скульптуры, отобедать в его саду. Неожиданно облик Уты встречается ему реально в дне сегодняшнем — на площадях Кёльна, Милана и Франкфурта. Грасс следует за ней повсюду, ищет встречи. Какой она явится ему сегодня? О чём они будут говорить?
История, изначально задуманная как глава для книги «Луковица памяти», была обнаружена в архиве Грасса его сотрудницей Хильке Озолинг совсем недавно. Теперь, уже после смерти автора, эта новелла, проиллюстрированная авторской графикой, увидела свет.
«Год в чувашии», Дмитрий Лукьянов
С наступлением пандемии главный герой переезжает из Москвы в Чебоксары к родственникам жены, где открывает для себя неразгаданный чувашский мир, скрытый от чужих под вуалью глобализации. Проводником становится его маленький сын, понимающий и одновременно не понимающий родные для себя русский и чувашский языки. Герой пытается объяснить истоки семейных отношений через рациональность и ментальность, но терпит неудачу, которая делает его счастливым. За неспешной историей, полной забавных диалогов и парадоксальных встреч, стоит сложность непережитого национального модерна с прозрачным флером прозы Бротигана.
«Башня тишины», Рагим Джафаров
«Башня тишины», родившаяся как книжный сериал, — это авантюрный триллер про слепого экстрасенса-самозванца, который выдает себя за зороастрийского мага Шахривара, продает амулеты и проводит обряды для богатых клиенток.
Однажды обстоятельства вынуждают его отправиться в Баку, где ему предстоит увидеться с бросившим его в детстве отцом, отправиться на поиски пропавшей сестры, оказаться в центре политических интриг и встретиться лицом к лицу со своим настоящим даром. Прочная привязка событий в жанре магического реализма к реальным топонимам — Девичьей башне, заповеднику Гобустан, городу Шемахе и Нардаранской крепости — добавляет роману достоверности и неповторимого колорита.
«Средняя продолжительность жизни», Максим Семеляк
Максим Семеляк казался музыкальным критиком «Афиши», отцом-основателем «Prime Russian Magazine», главным редактором «Men’s Health» — и отродясь не был евангелистом «автофикшна». Тем не менее, герой его первого романа — надежный, как весь гражданский флот рассказчик: один в один автор образца 2008 года. Нарцисс-мизантроп, он раскапывает могилу на Ваганьковском и, окружив себя свитой из эксцентричных существ, притворяется внуком Зощенко, изучает боевое искусство, практикует мирное варварство, торгует прошлогодним снегом, погружается в бытовую феноменологию, барахтается между юмореской и элегией и плавает в философии.
Семеляковский «водевиль» никакой не роман, но огромное стихотворение в прозе, позволяющее ощутить экзистенциальный вакуум целого поколения, отказавшегося иметь дело с современностью. В жизни это добром не кончилось, но сто тысяч лучших слов в лучшем порядке — вполне приемлемая компенсация за осознание: так, как в мае 2008, не будет уже никогда.
«Теряя наши улицы», Эльдар Саттаров
Многослойная, стремительная история, в которой герой проходит небезопасный квест в атмосферных локациях. Ее лирический герой — панк и анархист — взрослеет в лучших традициях своих субкультурных кумиров: пацанские разборки в Алма-Ате 1980-х; рок-н-ролл и тяжелые зависимости в Москве 1990-х, Европе 2000-х и далее везде; метания физические, душевные и географические. Все это для того, чтобы прийти к себе настоящему и увидеть свет в тот момент, когда в ретроспективе твоей жизни вот-вот запустят финальные титры.
«Под синим солнцем», Рома Декабрев
Новый роман автора «Гнезда синицы» Ромы Декабрева, вошедший в список финалистов премии «Лицей». Это многослойное произведение, раскрывающее внутренние миры мучимых самоанализом личностей, ищущих истинный смысл своего существования. Автор рисует мельчайшие оттенки человеческих эмоций и переживаний, соединяя лиричность с экзистенциальной реальностью. Жизни героев тесно переплетаются, формируя замысловатую мозаику из реальных событий и символических, граничащих с сюрреализмом эпизодов. Красота и страдание, мечты и реальность всегда идут рука об руку, создавая сложную, но увлекательную ткань человеческого существования. Беккетовские диалоги, ускользающая реальность, мерцающее повествование — фирменный коктейль прозы Декабрева, и в новой книге он остался верен себе.
«Приглашение к любви», Ринат Газизов
Каждый текст цикла «Приглашение к любви» имеет свой внутренний сюжет и развивает общий сюжет книги, каждый написан в особой манере и собственном жанре: магический реализм, производственная проза, абсурд, научная фантастика, бытовая зарисовка, хоррор и т. д. Но эти особенности не мешают автору выстраивать цельную конструкцию, завораживающую в неожиданных метафорах и твистах. Сквозные герои взаимодействуют в атмосфере линчевского «Твин Пикса»: живут в лимбе между жизнью и смертью, работают на таинственный Аппарат, встречают мифических персонажей и, даже обладая сверхчеловеческими способностями, остаются людьми с обычными недостатками и желаниями.