19 Декабря 2022
Поделиться:

Миллион фарфоровых семечек и парящая лодка: пять работ Ай Вэйвэя

Один из самых влиятельных художников современности, правозащитник и активист Ай Вэйвэй на протяжении многих лет противостоит системе, и речь не только о тоталитарном Китае. Художник противостоит всему, что считает несправедливым. Рассказываем о нашумевших работах Ай Вэйвэя.

Бэкграунд Ай Вэйвэя — ключ к пониманию его работ (личными воспоминаниями он делится в новой книге «1000 лет радостей и печалей»). Художник родился в Китае в 1957 году, а его детство прошло в трудовом лагере, куда был сослан его отец, выдающийся поэт и политический диссидент Ай Цин.

Как только Китай открыл границы, Ай Вэйвэй одним из первых бежал в США. Последующие годы он изучал дизайн, работал уличным художником, участвовал в забастовках и других акциях.

Возвращение Ай Вэйвэя на родину лишь обострило его конфликт с властью. Художник продолжал вести активистскую деятельность, рассказывая о халатности и жестокости Китая по отношению к своим гражданам.



В 2008 году художник демонстративно бойкотировал открытие главного стадиона Олимпийских игр в Пекине, хотя до этого участвовал в его проектировании. Это был протест Ай Вэйвэя против нарушения прав человека в Китае. После этого он лишился возможности творческой реализации внутри своей страны. Вместе с тем его имя стало известно на весь мир.

Каждая работа художника — определенное высказывание. Они действуют на зрителя визуально, но вне культурного контекста могут показаться бессмысленными. Давайте разберемся, зачем художник портил антиквариат и собирал портреты политзаключенных из конструктора Lego.

Роняя вазу династии Хань, 1995

Значительная часть творчества Ай Вэйвэя связана с переосмыслением традиционной китайской культуры, поисками ее места в современном мире. Одним из самых первых и скандальных «высказываний» художника стало уничтожение старинной вазы династии Хань. Артефакт возрастом 2000 лет был выкуплен художником за несколько тысяч долларов и разбит на камеру. Возмущенным антикварам художник ответил: «Председатель Мао говорил, что мы можем построить новый мир, только если уничтожим старый». Таким образом он сделал отсылку к непростому коммунистическому прошлому Китая, когда культурная память страны стиралась, а власть строила «послушное» антиэлитарное общество.



Тонна чая, 2008

Во время поездки в США Ай Вэйвэй был вдохновлен многими западными художниками: Марселем Дюшаном, Энди Уорхолом, Джеффом Кунсом. Впечатлили его и минималистичные работы Дональда Джадда и Роберта Морриса. Ай Вэйвэй тоже решил обратиться к художественному методу минимализма, но в своей манере и отказался от использования традиционных материалов вроде металла или стекла. Его творение — тонна китайского чая пуэр, спрессованного в один кубический метр. В этой скульптуре показана разность двух культур. Если на Западе чаепитие всегда было символом статуса, то в Китае пуэр — повседневный напиток.



Семена подсолнечника, 2010

Наверное, одна из самых известных работ художника. Для нее было изготовлено 100 миллионов фарфоровых семян в натуральную величину, каждое из которых было раскрашено вручную. Подготовка инсталляции заняла два с половиной года. Семена были рассыпаны сплошным ковром, и посетителям разрешалось по ним ходить.



Есть две трактовки инсталляции. Согласно первой, Ай Вэйвэй снова отсылает зрителя к Мао Цзэдуну и его образу в коммунистическом прошлом страны. Подсолнухи — это символ управляемого народа в Китае, который следует за председателем (солнцем), куда бы он ни шел. Согласно второй трактовке, в «Семенах подсолнечника» художник поднимает проблему дешевого труда в Китае. Многие массовые продукты до сих пор изготавливаются вручную, но труд миллионов рабочих и сегодня стоит унизительно мало.

След, 2014

Интересны и современные работы художника. Проект «След» был реализован им в стенах тюрьмы Алькатрас. Из конструктора Lego художник собрал портреты 176 человек, которые были лишены свободы из-за своих политических убеждений. Примечательно, что сам художник попасть на открытие своей выставки не смог: власти Китая отобрали у него паспорт и не выпустили из страны.



Закон путешествия, 2017

Последняя громкая работа художника — инсталляция, посвященная вынужденным мигрантам. Это гигантская резиновая лодка с безликими 300 пассажирами, которая парит в воздухе над полом в Национальной галерее Праги. По словам художника, «не существует кризиса беженцев, есть только кризис человечности».



Фото: Architectural Digest India

Книги

Новинка
1000 лет радостей и печалей

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство