29 Августа 2022
Поделиться:

Ничего лишнего: создательница бренда PIJMAK о медленной моде в России

Каждый год на свалке оказываются тонны ненужной одежды. Одна хлопковая футболка разлагается шесть месяцев, свитер из акрила — десятки лет. Все больше брендов выбирают путь осознанной моды — меньше урона экологии, больше этичности в производстве. Ксения Ярема рассказала о том, существует ли медленная мода в России и как развиваются отечественные бренды одежды.

Расскажите о вашем проекте и миссии бренда PIJMAK.

Всю жизнь у меня было горячее желание быть дизайнером. До создания бренда я детально изучала процесс создания одежды — работу модельера-конструктора, дизайнера, технолога. Тогда индустрии моды как таковой в России не было. Над российскими дизайнерами посмеивались их же соотечественники.

После университета я создала ателье индивидуального пошива. Очень быстро стало понятно, что запросы клиентов повторяются. Люди приходили за оригинальной одеждой и просили сделать одно и то же. Это угнетало меня. В тот момент я начала задумываться о том, что я могу сказать миру как дизайнер и как мне это сделать.

Позже я нашла пиджак в магазине винтажной одежды. Когда я принесла его домой и вскрыла, оказалось, что передо мной артефакт совсем другого времени. Пиджак был сделан из английской шерсти, которую выводили не одно столетие. Тогда меня пронзила мысль: нужно просто переделывать одежду. К пути осознаной, экологичной моды меня привело желание создать что-то новое и значимое.


Пиджак Кимоно Двойной, созданный на основе винтажного Pierre Cardin, Франция. Фото: PIJMAK

Миссия бренда сегодня — показать людям, что одежда — это что-то большее, чем просто вещи. Это отражение времени и тех проблем, которые мы переживаем сегодня.

Как идеи осознанной моды находят отражение в работе вашего бренда?

Мы работаем с пиджаками, которые уже были в употреблении, или с товарными остатками. Мы не используем дополнительные материалы. Бирки на наших пиджаках вышиты вручную на канве. Чтобы вещь можно было хранить как можно дольше, мы дарим деревянную вешалку и чехол. У нас нет ничего лишнего: пакетов, флаеров, бумажных упаковок и всего того, что привыкли давать в довесок люксовые бренды.

Наши вещи отшиваются в маленьком ателье в Москве, всего в двух станциях метро от студии на Чистых прудах. Это позволяет нам контролировать производство на всех этапах. Мы знаем в лицо всех, кто участвует в производстве.

Наши пиджаки дороже масс-маркета, но в несколько раз дешевле люкса. Это честная цена — мы работаем с одеждой из натуральных тканей: лена, хлопка, шелка и износостойкой шерсти. Каждый пиджак отшивается с учетом индивидуальных модельных особенностей. Каждый пиджак уникален.

Почему главным предметом проекта стал именно пиджак?

Для технолога конструкция пиджака и корсета — высший пилотаж. В целом я думаю, что пиджак и есть современный корсет. Человеку с узкими плечами он помогает визуально сделать их шире, неспортивному человеку — выглядеть более подтянутым. Есть еще один конструкторский прием, о котором почти никто не знает: в карман пиджаков от 48-го размера подкладывается вытачка, которая позволяет скрыть большой живот.


Укороченный пиджак, созданный из винтажного мужского пиджака. Фото: PIJMAK

В отличие от корсета, пиджак не предполагает насилия над телом. Скорее, это небольшая декорация фигуры. При этом форму классического пиджака можно «ломать» как угодно, бесконечно менять ее, и это никогда не наскучит. По этой причине для меня как для дизайнера пиджак представляет особый интерес.

Насколько важна история вещи при апсайклинге? Имеет ли значение бренд, под которым ранее выпускались пиджаки?

История пиджака — интересный бонус. Приятно знать, что ты носишь переделанный пиджак от Valentino или Harris Tweed. Раньше мы много внимания уделяли прошлому вещей, но из-за событий последних лет делать это стало сложнее. Изначально мы привозили огромные чемоданы с пиджаками из личных поездок по Европе — там было много люкса, интересных винтажных вещей. Вторичный рынок в России не такой богатый, но все же нам удается что-то найти.

Сейчас мы сотрудничаем с благотворительным фондом «Второе дыхание», который занимается переработкой ненужных вещей или передает одежду тем, кто в ней нуждается. Мы закупаем у них пиджаки, чтобы фонд мог продолжать свою работу. Часто люди сами приносят нам свои костюмы, вместо того чтобы просто выкинуть их.

Насколько сложно быть осознанным брендом в России? Соблюдение этических правил при создании вещи значительно увеличивает ее стоимость. Не все готовы переплачивать за гуманность и прозрачность бренда.

Если ты хочешь создать локальный бренд в России, то кроме как по пути медленной моды пойти не получится. Прозрачность производства обуславливается нехваткой ресурсов. Одни и те же люди разрабатывают дизайн, отшивают вещи, занимаются их продажей и продвижением бренда. В этих условиях невозможно создавать товарные остатки, бренды выпускают небольшие коллекции, которые точно удастся распродать. Пока что покупательская способность только расширяется, а с ней и емкость рынка.

Как вы думаете, есть ли будущее у медленной моды в России? И что ожидает PIJMAK и другие похожие бренды в ближайшее десятилетие?

У медленной моды есть будущее, пока есть такие самоотверженные ребята, как мы. Внешние события также этому способствуют. Сейчас для многих брендов закрыты дороги для закупки материалов и пошива за границей, соответственно, эти сферы начнут развиваться в России.


Пижмак Боди из 100%-ной шерсти с молниями в плечах и кнопками. Фото: PIJMAK

Как мне кажется, сегодня все меньше людей в России покупают одежду на один раз. Наконец-то мы стали больше думать о том, что мы носим и сколько нам это стоит. Как говорила моя бабушка, мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Одежда должна служить нам, то есть быть качественной и долговечной.

Сейчас бренд PIJMAK находится на той точке развития, когда пора расширяться. Я верю, что мы станем смелее и «громче»; все начиналось с одного пиджака, а теперь у нас целая студия и множество покупателей. Сейчас мы планируем расширить штат сотрудников, начать продаваться в концепт-сторах и осваивать другие города России. Конечно, у бренда есть потолок; работать с каждой вещью индивидуально сложнее, чем отшивать однотипную одежду с нуля.

Несмотря на рост, мы продолжим придерживаться принципов осознанной моды: прозрачности производства, экологичности, этичности. Расширение — один из этапов развития бренда, который не предполагает изменения основной концепции.

Беседу вела Анастасия Горбатенко

Книги

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство