Новинки июня: смеющиеся мальчики и плачущие ацтеки
Подборка главных новинок «Альпины нон-фикшн» и «Альпины.Прозы»
«Письма к отцу» Таня Климова
Отец двенадцатилетней Тани погибает в теракте в Ростовской области. Через проживание этого горя и рассказ о собственной жизни взрослеющая героиня осмысляет историю своей страны. Изучая литературу русской эмиграции и разбираясь в собственном прошлом на сессиях с психологом, она рассматривает отношения с отцом сквозь призму культуры, обращаясь к чужим историям — к опыту дочери Сталина Светланы Аллилуевой, квосприятию отцов Марины Цветаевой, Бориса Рыжего, Жан-Поля Сартра, Петера Эстерхази и других известных литераторов.
«Один маленький ночной секрет» Наталия Мещанинова
В сборник «Один маленький ночной секрет» вошли ранее не публиковавшийся сценарий к одноименному фильму и рассказы Наталии Мещаниновой. Это концентрированная проза, жесткая, бескомпромиссная и болезненно нежная одновременно. Мещанинова объединяет кинематографическую беспристрастность с литературной экспрессией, но делает это без спекуляций на читательских эмоциях.
«Царь велел тебя повесить» Лена Элтанг
Русский писатель, девять лет живущий в чужой стране, в старом доме на лиссабонской набережной,уверен, что его жизнь, подобно реке Тежу, несет свои воды в единственно возможном направлении. Но вот происходит одно странное событие, и земля уходит у него из-под ног, а цунами гонит волны из океана на берег.
«Царь велел тебя повесить» — это не только роман о невинном человеке, которого обвиняют в убийстве, или, скажем, роман о молодом повесе, который распродает фамильное гнездо и держит пепел любимой женщины в шляпной коробке. Это история о любви и вражде, которые, даже по прошествии многих лет, продолжают вести героя по лабиринту трагических событий, по путям заблуждений и обольщений, вины и стыда, заставляя вернуться в прошлое, открыть глаза и встретиться со своим Минотавром.
«Забытая Тэффи. О „Титанике“, кометах, гадалках, весне и конце света» Надежда Тэффи
Изящные, ироничные, а порой и ехидные рассказы Надежды Лохвицкой, более 100 лет назад прославившейся как Тэффи, регулярно переиздаются с 1990‑х годов. Но в основном это ранняя юмористическая или лиричная эмигрантская проза.
Тем временем ее дореволюционные фельетоны долго оставались в тени. И вот наконец они впервые публикуются под одной обложкой. Эти блестяще написанные, полные тонких наблюдений и точных оценок заметки о российской повседневности образца начала ХХ века удивительным образом перекликаются с современностью — столько общего у нас с героями Тэффи, таким живым и пластичным языком написаны ее истории.
«Ночные дороги. Возвращение. Будды Великий музыкант» Гайто Газданов
Через призму художественного восприятия опыт внимательного наблюдателя, изучающего жизнь, не лакирующего реальность, а напротив — высвечивающего разные ее грани, в том числе «томительно влекущую законсервированность вывезенной с собой культуры», о которой писал критик Анатолий Найман, автор предисловия к сборнику.
В книгу вошли романы Гайто Газданова «Ночные дороги», «Возвращение Будды» и повесть «Великий музыкант».
«С нами или без нас: Естественная история будущего» Роб Данн
Представляя будущее, мы обычно воображаем себя встроенными в механизированную экосистему, населенную роботами, аппаратами и виртуальными реальностями. Будущее радужно и технологично, и мы, люди, — единственные живые действующие лица в этом прекрасном мире. Однако такое представление — большая ошибка, заявляет биолог и эколог Роб Данн. Как бы мы ни пытались подчинить себе природу, мы остаемся ее частью и непосредственно зависим от нее. В книге «С нами или без нас» Данн рассказывает о биологических законах, столь же непреложных, как законы физики, о том, как меняется окружающий нас мир, какая участь ожидает известные нам виды и где и как будут формироваться новые.
«Конкистадоры: Новая история открытия и завоевания Америки» Фернандо Сервантес
Эрнан Кортес, Франсиско Писарро и другие конкистадоры прочно вошли в историю как образчики высокомерия к чужим культурам, безудержной алчности и часто иррациональной жестокости. Всего такого в их действиях было немало, но двигало этими первыми настоящими европейскими колонизаторами не только это.
Мексиканский историк Фернандо Сервантес, сам прямой потомок одного из конкистадоров, поставил своей целью разглядеть этот реальный контекст за штампами и мифами об испанской колонизации. Анализируя дневники, письма, хроники и первые в истории правозащитные трактаты, он постарался отделить факты от саморекламы, желания оклеветать конкурентов и многовековых усилий иностранных — прежде всего голландских и английских — авторов представить испанцев в максимально невыгодном свете.