Новинки мая: поддельная плитка и одинокие музыканты
Подготовили подборку книг «Альпины.Проза», которые выходят в мае 2024 года. В этом месяце герои современной прозы залечивают множество ран: от личных проблем до «шрамов Петербурга», которые необходимо покрыть новой штукатуркой. Музыка, одиночество, писательство и дух авантюризма — все как мы любим.
«Парадокс Тесея» Анны Баснер
Лучше всего о дебютном романе Анны Баснер сказали ее же герои: они «врачуют Петербург помаленьку». История о сорокалетнем авантюристе-реставраторе, живущем с престарелыми родителями и решающем открыть подпольный кружок таких же «нелегальных» реставраторов, на поверку оказывается романом о поисках идентичности — и личной, и городской. И — а иначе быть просто не может — отдельным героем романа становится, во-первых, сам Петербург с осыпающимися фасадами и поломанной плиткой в парадных, а во-вторых — искусство во всех его проявлениях, от раритетных книжных изданий до репродукций Врубеля.
«Другие ноты» Хелены Побяржиной
Игра с читателем, которая работает по принципу «Игры в классики» Кортасара: из книги можно собрать два сюжета, один — линейный, другой — в авторской последовательности эпизодов. Но если Кортасар — это прежде всего интеллектуальная головоломка, то Побяржина — головоломка эстетическая. История о любви, одиночестве и разбитых надеждах выпускницы музучилища — прежде все стилистически изысканное и чувственное чтение, в котором хочется тонуть: настолько красиво это сделано, настолько многие бытовые конфликты универсальны для разнородных читателей. Роман вошел в длинный список премии «Большая книга — 2024».
«Утро было глазом» Игоря Белодеда
Многократный лауреат премии «Лицей» Игорь Белодед — автор, полюбившийся читателям, которые ценят стилистически выверенную и, как говорят, «вкусно написанную» прозу. Каждый рассказ сборника, это, во-первых, осмысление психологических, социальных и философских проблем в рамках художественного мира, а во-вторых — просто интересное и красивое чтение с необычными героями. Тут лучше процитировать аннотацию. Среди персонажей сборника найдутся «умирающий кот; пенсионер, живущий на злобе и ненависти как на топливе; учитель с деменцией; эмигрантка из квартала красных фонарей; девушка, находящаяся в деструктивных отношениях с отцом; патологоанатом; человек, столкнувшийся с собственным доппельгангером».
«Песнь о Сиде» Рагима Джафарова
Рагим Джафаров — голливудская звезда «Альпины.Проза». В том смысле, что каждая его книга — это увлекательное кино на большом экране (то черная комедия, то психологический артхаус), и «Песнь о Сиде» — не исключение. Перед читателем триллер о поиске таинственных артефактов, который отчасти связан с романом «Марк и Эзра 2.0.». Но писательскую манеру Джафарова характеризует не только динамика сюжета и хлесткость диалогов. «Песнь о Сиде» — это в том числе попытка разобраться в человеческой сущности. Начать — и читателю, и автору, — стоит хотя бы с таинственного Сида, в котором есть немного от той силы, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Образно говоря, конечно.
«Отслойка» Алтынай Султан
Героиня автофикционального романа — выпускница Сорбонны, живущая в Алма-Ате, — попадает в государственный роддом с сильным кровотечением во время беременности. Ее дочери предстоит борьба за жизнь, а ей самой — восстановление после экстренного кесарева сечения и постижение правил Дома, в котором она оказалась. Это место, где люди появляются на свет и где граница между жизнью и смертью наиболее проницаема. Героиня знакомится с множеством женщин, у каждой из которых своя история и своя боль, которая долго копится внутри, чтобы в какой-то момент прорваться наружу.
«Фаюм» Евгения Кремчукова
Финалист «Большой книги» и «Ясной Поляны» Евгений Кремчуков написал роман о бессмертии, которое может быть даровано произведениями искусства. Илья Орлов раньше работал аниматором на площадях Петербурга, а теперь продает бессмертие, сочиняя на заказ фаюмы — короткие новеллы по мотивам биографии заказчика. Но однажды его жизнь фантастически, почти кафкиански, меняется — и герою предстоит подобрать ключи к новому себе, чтобы выстроить свое будущее и понять, что есть подлинное бессмертие.
«Письма к отцу» Тани Климовой
Книга Тани Климовой — сложно устроенный, но легко и увлекательно читающийся микс из автофикшена и нон-фикшена, рождающий в итоге удивительный художественный эффект. Отец двенадцатилетней героини погибает в теракте, и с тех пор всю жизнь она пишет ему письма, рассказывая обо всем, что ее волнует и вдохновляет. Она осмысляет отцовско-дочерние отношения не только на собственном примере, но на примерах других — Бориса Рыжего, Жан-Поля Сартра, Светланы Аллилуевой, Марины Цветаевой, — пропуская через призму культуры психологические перипетии, связанные с поиском личной опоры.
Текст подготовили Татьяна Соловьева и Денис Лукьянов.