05 Апреля 2021
Поделиться:

Нравственность эскимосов: как беспощадная арктическая природа формирует человеческую мораль

Чувство нравственной ответственности отличает человека от других животных и помогает поддерживать порядок в обществе. При этом нравственность тесно связана с условиями жизни и может сильно разниться в зависимости от принятых социальных норм. О том, как понятие нравственности формируется в небольших охотничьих сообществах рассказала Патриция Черчленд, нейрофилософ и автор книги «Совесть. Происхождение нравственной интуиции».

Рассказы Франца Боаса о его первых (1883-1984) визитах в заполярные эскимосские селения на Баффиновой Земле служат отличной иллюстрацией к тому, как находчивые люди, живущие в небольших группах, вырабатывают испытанные временем, но подверженные изменениям социальные обычаи, которые способствуют стабильности и выживанию. Например, как охотник, вернувшийся с добычей, привычно делит ее с собратьями, как все делается по заведенному порядку, как принимаются роды и каким процедурам следуют в случае чьей-то кончины от старости, а каким ― в случае гибели от инфекции. Драки и распри всячески порицаются, а для выяснения отношений эскимосы нередко используют песенные поединки. Важное место в укладе эскимосов занимает игра, которая служит укреплению социальных связей и смягчает раздражение и гнев.

По обычаям эскимосов XIX столетия, за убийство одного человека могла отомстить родня убитого, но на этом цепочку кровной мести полагалось прервать. С теми, кто совершал много убийств, приходилось разбираться отдельно. В описанном у Боаса случае представитель селения, где совершались эти убийства, взялся посовещаться с жителями других поселений, чтобы затем вынести решение ― казнить ли рецидивиста. Общественное мнение склонялось к тому, чтобы казнить. Тогда вождь селения Акудмирмуит отправился с преступником на охоту и прикончил его выстрелом в спину. О схожих обычаях в других частях Арктики сообщают и другие антропологи. Все эти правила неписаные, поскольку письменности у эскимосов еще не было, однако все понимали, как надлежит поступать. Передавать правила и обычаи из уст в уста помогали, помимо прочего, песни и предания.

Судя по тому, как регулируется общественный уклад в небольших охотничье-рыбацких сообществах вроде эскимосских, основополагающие нравственные обычаи зависят не только от условий окружающей среды, но и от нужд, желаний и надежд представителей сообщества.

Подобно тому как эскимосы придумали удивительно прочные и устойчивые каяки, идеально подходящие для их условий жизни, многие социальные обычаи эскимосов, похоже, целиком приспособлены к таким привычным для млекопитающих заботам, как рождение потомства, охота, поддержание тепла, регулирование неподобающего поведения в группе. И все это в условиях беспощадной арктической природы. Подобно тому как эскимосы научились делать из тюленьей шкуры водонепроницаемую обшивку для каяков, они нашли способ осуществлять, пусть и в редких случаях, но необходимую смертную казнь. Несмотря на суровый климат (и многочисленные напасти ― голод, неутихающие бури, гибель собак от инфекционных болезней), эскимосы сумели не просто выжить, но и преуспеть. Тем, кому такая жизнь видится морально бесхитростной, стоит последовать совету Боаса и присмотреться внимательнее.

Книги автора

Бестселлер
Совесть. Происхождение нравственной интуиции

Рубрики

Серии

Раздзелы

Издательство