Одна из самых загадочных авиакатастроф ХХ века
Что случилось с дирижаблем «Италия» в арктических льдах?
Крушение дирижабля «Италия» — одна из главный авиакатастроф начала XX века. Непогода или человеческий фактор? О том, почему это произошло, рассказывает Сергей Бендин, научный редактор книги «Крушение „Италии“: История арктической экспедиции Умберто Нобиле»
Причины крушения «Италии»
Воздушный вояж к полюсу на борту «Италии» тщательно готовился. До начала полета в обязательном порядке проверялись работоспособность двигателей и функционирование воздушно-газовой системы. Экипаж экспедиции Нобиле был обеспечен необходимым снаряжением, средствами спасения, продуктами питания и водой, а также хозяйственными приспособлениями, запасами такелажа. Однако, как оказалось после крушения, запасной радиостанции на борту не было.
Путешественники оказались в ледяном плену Арктики. Из-за отсутствия критических средств медпомощи и других необходимых вещей их жизнь находилась на волосок от гибели.
До настоящего времени причина аварии и гибели «Италии» до конца не выяснены.
По одной из версий, под действием вибрации работавших на максимальной мощности моторов куски льда, намерзавшие на обшивку, отваливались и попадали на лопасти вращающихся пропеллеров, которые с силой отбивали их обратно в сторону оболочки. А это привело к прорывам газовых полостей, из которых стал уходить подъемный газ. Управляемость дирижабля резко снизилась, и в определенный момент мощный порыв ветра «кинул» плохо управляемый дирижабль на паковый лед.
Но это лишь одна из версий. По другим версиям, авария произошла по вине пилота, направившего корабль не вверх, а вниз.
Но логичнее предположить, что трагедия произошла из-за фатального стечения сразу нескольких факторов: человеческого, технологического и климатического.
Буря и ошибка в расчетах
В 1928 году не было достаточно надежного прогнозирования метеоусловий для полярных регионов. И буря, случившаяся во время продолжительной воздушной экспедиции, стала одной из причин аварии.
Но вдобавок к этому свою роль сыграли и инженерные просчеты в проекте «Италии». Нобиле достаточно тщательно продумывал компоновку своего нового полужесткого дирижабля N-серии «Италия» именно с учетом суровых климатических условий Арктики, ясное представление о которых сформировалось у итальянского конструктора после вояжа к полюсу в 1926 году на борту «Норвегии» — вместе с Амундсеном.
По проекту максимальное облегчение веса «Италии» достигалось за счет использования элементов конструкции из более легких материалов. При такой же подъемной силе несущего газа в оболочке вес конструкции позволял добавить на борт большую полезную нагрузку. Расчеты убедили разработчика, что такой аппарат сможет выдержать продолжительный полет в суровом климате Арктики. А вот экстремального сценария с возможным ухудшением управляемости корабля при штормовых порывах Нобиле, похоже, не учел.
Вероятно, не просчитал генерал и воздействие сильных арктических ветров на дирижабль, имевший в ряде опорных точек конструкции облегченные альтернативы и ослабленные прочностные характеристики. Усиливающийся встречный ветер ослаблял управляемость кораблем, который к тому же был перегружен за счет дополнительного запаса топлива. Все это вместе приводило состояние несущей конструкции «Италии» к критическому.
Возможно, встречные штормовые порывы 25 мая 1928 года заставили плохо управляемый леденеющий борт снизиться до опасного уровня. Это грозило столкновением «Италии» с торосами или опрокидыванием в результате воздействия мощных восходящих потоков, возникающих в результате отраженного от ледового панциря усиливающегося ветра.
Если бы при подготовке «Италии» к полярному походу Нобиле мог проиграть в своем воображении такие сценарии, то, скорее всего, не стал бы жертвовать прочностью конструкции во имя возможности взять на борт большую полезную нагрузку. И тогда авария могла бы либо вовсе не случиться, либо последствия были бы не столь ужасны.