От Голдинга до Набокова
Подборка классических романов и книг «Альпины.Проза», на них похожих
Что почитать из современного, если впечатлила классика? Подобрали несколько книг «Альпины.Проза», которые перекликаются с произведениями мировой литературы — от Томаса Манна до Владимира Набокова.
Понравилась «Игра в классики» Хулио Кортасара? Почитайте «Другие ноты» Хелены Побяржиной
Роман Хелены Побяржиной отсылает к Кортасару, во-первых, технически: при разном порядке чтения глав, вразброс или линейно, получаются разные же истории. Во-вторых, обе книги — стилистическая игра, языковой эксперимент, где манера письма важнее сюжета. Роман построен не столько на событийности, сколько на чередовании эмоциональных состояний героини.
Понравилась «Волшебная гора» Томаса Манна? Почитайте «Средняя продолжительность жизни» Максима Семеляка
Литературный критик и редактор книги Лев Данилкин не просто так называет роман Максима Семеляка «русской „Волшебной горой“». Главный герой тут, подобно Гансу Кастропу, блуждатель — порой инфантильный, порой наивный. А все повествование не более чем попытка передать «дух времени», наполненный архетипическими фигурами и объектами. И если в случае Манна это скорее персонажи-архетипы (Нафта, Сеттембрини, Пеперкорн), то у Семеляка — локации-архетипы, типа старого санатория или московских баров. Да и написано это так же красиво и метко.
Понравилась «Защита Лужина» Владимира Набокова? Почитайте «Пианистов» Ольги Нижельской
Роман Ольги Нижельской похож на раннего Набокова: столь же выверенный и поэтический стиль, столь же скрупулезное внимание к деталям, столь же тонкое понимание эмоциональных переживаний героев. С «Защитой Лужина» книгу роднит и роль творческой одержимости, противопоставленная человеческим отношениям — дружбе, любви. Если набоковский текст наполнен шахматами (и в буквальном, и в метафизическом смысле), то сквозь «Пианистов» Ольги Нижельской звучит музыка, которая не всегда делает жизнь лучше и даже может испортить ее — если не знать меры и забывать об остальном.
Понравился «Повелитель мух» Уильяма Голдинга? Почитайте «Салюты на той стороне» Александры Шалашовой
Роман Александры Шалашовой — притча-эксперимент, начавшаяся с вопроса «Что, если?». Что, если группа слабовидящих детей останется в санатории без присмотра и попытается попасть на другой берег города, где то ли война, то ли праздник с салютами? Подобно Голдингу, Шалашова исследует природу детской жестокости. Однако стилистически «Салюты на той стороне» — текст более поэтичный и метафоричный, сродни «Слепым» Метерлинка или «Слепоте» Жозе Сарамаго.