От вдохновения до точки: как прозаики справляются с кризисом и творческим блоком
Если автор понимает, что текст не пишется, — это конец! Или не все потеряно? К выходу книги «Дойти до точки: Как преодолеть писательский блок и создавать тексты без мучений и боли» спросили у писателей Евгении Сафоновой и Алексея Олейникова о том, как они справляются с творческими блоками и что делают, когда сил на текст не остается. Все сказанное можно (и даже нужно!) брать на карандаш.
ЕвгенияСафонова, писательница, автор циклов «Сага о Форбиденах» и «Темные игры Лиара»:
Справиться с писательским блоком помогают упорство и затыкание внутреннего перфекциониста. Я заставляю себя садиться за текст и писать хоть что-то, хоть как-то. Со временем втягиваюсь, и даже если сперва результат так себе, при саморедактуре я довожу все до приличного уровня.
Еще лайфхак — посмотреть, почитать или послушать что-то вдохновляющее, созвучное с тем, что пишется. Это помогает снова поймать нужное настроение.
И есть один полезный фокус: иногда я просто пропускаю кусок, на котором поймала писательский блок, и перескакиваю в тот эпизод сюжета, который на данный момент мне наиболее интересен (обычно это кульминация или сцены, полные стекла). А потом, расписавшись на «вкусном», возвращаюсь назад и продолжаю работу с того места, где я ее бросила.
Разница между фрагментами текста «на вдохновении» и теми, что написаны «механически», сперва ощущается. Но при перечитывании спустя долгое время разницы не видно. Впрочем, самые удачные диалоги и фразы у меня все равно рождаются «на вдохновении».
Как говорил Петр Ильич Чайковский, «вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Если поймать волну вдохновения, можно писать очень быстро и продуктивно, но почти наверняка на целый роман этой волны не хватит.
Так что я приучаю себя работать планомерно, вне зависимости от настроения. Например, по дороге на работу открывать ноутбук и писать, что бы ни случилось. Сперва было тяжело, я не привыкла творить вне дома, но со временем выработался рефлекс, и сейчас я легко и быстро втягиваюсь в творческий процесс, сидя в электричке.
Алексей Олейников, писатель, автор романа «Легкое дыхание»:
С одной стороны, я пишу много и постоянно включаюсь в разные новые проекты, а с другой — у меня периоды активности чередуются с периодами лени и ничегонеделания. Раньше я пытался наладить продуктивный рабочий ритм, такой, знаете, как у советских номенклатурных писателей — чтоб стол дубовый, лампа с зеленым абажуром, уединенный кабинет. Но у меня нет ни стола, ни лампы, ни кабинета, зато четыре кота, два ребенка и тридцать три работы.
Так что я пришел к выводу, что это просто я так устроен: пишу реактивно, то есть периоды работы сменяются периодами чтения, валяния на диване и просмотра сериалов. Часто в это же время происходит скрытый процесс писания — обдумывания идей, нащупывания концепций, сюжета, героев и так далее.
Я склонен думать, что писательского блока не существует. Если я не пишу, значит, я не знаю, о чем мне писать, я не «размял» в голове идею до такой степени, что она может быть воплотима. И если я нахожусь в этой ситуации, то я ее принимаю и понимаю, что именно сейчас в голове у меня и совершается та самая предварительная работа, тот самый сырой материал жизни и фантазии переплетаются и соединяются в новые структуры.
То есть писательский блок (для меня) — это время набросков и размышлений. В это время надо заниматься всем, чем тебе хочется: смотреть, есть новое, читать художку и нон-фикшен, слушать музыку, путешествовать, бомбардировать свой мозг самыми разными стимулами и впечатлениями.
Бывает, конечно, ступор, когда тебя поджимают сроки, а ты ничего не написал и срочно надо догонять. Тут, конечно, надо принимать экстренные меры, и они неприятны.
-
Цифровой детокс (следует не просто отключить инет, а вообще желательно удалиться в место, где нет сети).
-
Для разгона можно использовать музыку, которая тебя заводит, и бокал вина (опционально, все зависит от реакции на алкоголь).
-
Много кофе.
-
Хороший шоколад.
-
Перерывы. Интенсивно писать мне удается максимум часа четыре, потом надо делать перерыв с физической нагрузкой.
Разницы между текстом, написанным на порыве вдохновения, и рабочим текстом для меня нет. Во-первых, в процессе работы рождается азарт и вдохновение, а во вторых, когда ты сидишь с редактурой, то там возникает свое вдохновение и ты в любом случае переплавляешь текст в другое состояние.
Из чего же складывается писательская продуктивность? Это для меня загадка. Я не знаю. Предположу, что для меня это способность увлекаться новыми проектами, влюбляться в идеи, которые приходят мне в голову. В первую очередь. Именно эта энергия заблуждения, очарованность новым образом, и двигает меня вперед.
Ну и высыпаться.