Откуда берутся секреты и причем тут Гофман
О жемчужинах и теневой стороне личности
В книге «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» Майкл Слепян копается в сундуках нашего сознания, подсвечивая все найденные тайны фонариком. Иными словами, рассказывает все о секретах — от причин формирования до влияния на повседневную жизнь и глубинную психику. Разбираемся, откуда же вообще берутся секреты, и приводим аналогии из популярной культуры.
Теперь у тебя есть секрет!
Представьте, что вы пошли в супермаркет, накупили вкусняшек и встали в очередь на кассу. Перед вами — бабушка с пакетом картошки. И только она пробивает его, как пакет… рвется! Вы, конечно, скорее всего, помогаете ей собрать картошку. Пробиваете вкусняшки, приходите домой и понимаете, что кому-то обязательно хотите рассказать о случившемся. А хотели бы вы рассказать эту историю, если бы накричали на бедную бабушку и расшвыряли кратошку ногами? Конечно, нет. Тогда бы у вас появился секрет.
Секреты формируются в нас подобно жемчужинам в раковинах моллюсков: все то, что мы хотим утаить от окружающих, обычно связано с некоторым аморальным поведением. С тем, что в рамках социума (в глобальном смысле или локальном — например, внутри семьи) мы считаем неправильным, непотребным.
Если все в семье курят и не запрещают ребенку этого делать, то его первые «пробы» сигарет не превратятся в секрет. Если же курение под строгим запретом — секрет обязательно появится. Иными словами, каждое совершенное вразрез некой морали действие постепенно кристаллизуется в нас и превращается в секрет. Вот что пишет об этом Майкл Слепян:
«Мы хотим, чтобы нас считали нравственными людьми. Мы так печемся о морали, что одним из трех основных измерений секретов является моральная неприемлемость того или иного поведения. Два других измерения — это связь секрета с любовными отношениями и с личными или профессиональными целями».
Тень и мифы о двойниках
Но не стоит думать, что секреты — это плохо. Наоборот, из жемучинок-секретов формируется неотъемлемая часть нашей личности, ведь все они так или иначе связаны с нашей теневой стороной. Любой аналитический психолог скажет вам, что секреты имеют природу бессознательного и связаны с таким понятием, как Тень — всеми теми качествами, которые мы в себе подавляем. В прошлом эту Тень могли называть внутренним демоном человека, как, например, в Античности и архаических обществах: отсюда и появлялись страшные сказки и мифы о двойниках, которые зачастую врывались в жизнь героя потому, что тот хранил некий страшный секрет. В христианской традиции такими «сущностями» могли становиться внутренние демоны.
Впрочем, эти образы проникли и в литературу. Вспомните, например, «Эликсиры сатаны» Гофмана. Сюжет романа начинается с аморального (в рамках монастыря) поступка, совершенного героем-монахом: он пьет из сосуда, где содержится таинственный дьявольский эликсир, которым, по легенде, бесы искушали святого Антония. Благодаря этому — как кажется самому персонажу — он получает невероятные способности к ораторскому искусству. Запрет нарушен. Формируется секрет. И на протяжении оставшихся страниц герой мучается, не понимает, раскрыть правду или умолчать. Именно из-за этого сидящего глубоко внутри секрета в книге возникает мрачный двойник персонажа — проявление его Тени, триггером для которого и стал сформировавшийся секрет.
Но темная и светлая стороны личности не то же самое, что стороны силы из «Звездных войн». Обе они необходимы, обе формируют человека. А потому и секреты — неотъемлемая часть нашего «я». Не бывает людей без секретов. Однако некоторые скелеты в шкафу и не скелеты вовсе, а обычные розовые пони. Простые и безобидные.