22 Сентября 2021
Поделиться:

«Относиться с любовью и по-человечески»: американский эксперт по безопасности Гэвин де Беккер рассказывает, как решить проблему насилия в школе

События в Перми, где 18-летний студент Тимур Бекмансуров открыл стрельбу в здании собственного университета, заставляют задуматься о том, как уберечь общество от подобных трагических происшествий. И если случайность сложно предотвратить, то в случае с насилием в учебных заведениях существуют определенные «тревожные звонки», которые важно заметить, чтобы не допустить трагедии. О том, как сделать это, рассказывает американский эксперт по безопасности Гэвин де Беккер в книге «Дар страха».

В это сложно поверить, и общество нередко отрицает эту проблему, но ребенок способен на убийство.

«В отличие от тинейджеров, дети в возрасте до 12 лет, совершающие убийства в семье, чаще убивают братьев и сестер, а не родителей. Как и в случаях с другими видами насилия, это не происходит без предупреждения», — утверждает Гэвин де Беккер.

Подростки могут вынести насилие и за пределы семейного круга. Нередко домашние проблемы приводят к агрессии в школе.

Риск совершить акт насилия выше у детей, которые:

  • подвергаются жестокому обращению в семье или в ближайшем окружении (в школе, в компании «друзей»);

  • живут в бедности;

  • страдают от недостатка внимания близких взрослых;

  • растут в семье, где родители находятся в зависимости от алкоголя или наркотиков.

Игнорировать абсолютно любое проявление насилия опасно, будь то обычная школьная драка или отвешенный однокласснику «щелбан». Каждый такой эпизод требует внимания со стороны взрослых.

Гэвин де Беккер советует поговорить и с теми детьми, которые просто восхищаются «протестной мужественностью», увлекаются оружием и превозносят жестокость. Проблемы возникают тогда, когда единственный способ «стать мужчиной» в понимании мальчика — проявить физическую силу. Стоит проговорить с подростком приемлемые в обществе способы показать свою значимость.

Порой некоторые психоэмоциональные проблемы, если они не зашли слишком далеко, можно решить теплой дружеской беседой. Подросток, подвергавшийся жестокому обращению со стороны родителей, может отменить свой план мести всему миру, если к нему проявит участие другой взрослый: учитель, школьный психолог или спортивный тренер.

У ребенка из неблагополучной семьи, о котором не заботились с младенчества, полностью отсутствуют воспоминания о доброте и признании, которые он мог бы считать частью своей жизни, поэтому сам он не способен проявлять добро.

«Иногда ребенку нужно провести всего лишь несколько часов с человеком, чья доброта восстановит его прежнее “Я” — “Я”, которое любили, ценили и поддерживали», — считает автор книги «Дар страха».

Очень часто причиной насилия становится то, что ребенок просто не справляется с грузом взрослых обязательств, которые на него навешивают семья или общество. Опасные фразы, которые могут привести к катастрофе: «Если бы не ты, я бы выучилась на врача», «Ты виноват в том, что наш с отцом брак распался». Ребенок не должен ощущать себя виновником взрослых проблем. Эмоциональная фраза, которая вырвалась однажды, может быть опасной. За такие слова стоит попросить прощения у ребенка, чтобы он не нес на себе непосильный для его возраста груз ответственности.

Что можно сделать, чтобы защитить детей?

Не пускать ситуацию на самотек и не ждать, что дети сами разберутся в конфликтной ситуации. У детей еще не развита интуиция и недостаточно опыта, чтобы контролировать свою и сдерживать чужую агрессию. Они всегда ждут помощи от взрослых.

Гэвин де Беккер советует изучить регламент или другой официальный документ школы (речь в книге идет об американских реалиях, в России это может быть договор с охранной организацией) и уделить особое внимание пунктам, которые касаются безопасности детей. Подойти к этому стоит так же серьезно, как к выбору няни для новорожденного, так как вопрос угрозы жизни и здоровью в учебном заведении не менее важен. Вы имеете полное право прийти в школу и задать все интересующие вас вопросы сотрудникам, отвечающим за безопасность:

  • Что будет, если в школу попытается проникнуть ученик с оружием?

  • Как охрана сможет распознать это и остановить его?

  • Есть ли в школе «тревожная кнопка»?

  • Происходили ли в школе преступления или попытки их совершить и если да, то как реагировала охрана?

  • Работает ли школьный психолог с детьми, проявляющими агрессию?

Сам факт, что вы интересуетесь проблемами безопасности, заставит школу сосредоточиться на ней и решать проблему неформальным подходом.

Универсальный совет, который дает Гэвин де Беккер, нельзя назвать высокотехнологичным, и он вряд ли полностью решит проблему насилия. Однако иногда важно напомнить себе и другим прописные истины: чтобы снизить уровень агрессии в обществе, надо относиться к детям с любовью и по-человечески.

Рубрики

Серии

Раздзелы

Издательство