Ожившие игрушки расследуют убийства: проза октября
Подборка новинок издательства «Альпина.Проза»: ретро-детективы, антиутопию и психологические триллеры
«7 октября», Александр Иличевский
«7 октября скомкало душу, и естество стало неотличимо от тела». 7 октября горе сгустилось над пустыней и полилось нескончаемым потоком. В глубине этого потока неумолимое время несет Ивана Глухова и его близких. Глухов то и дело мысленно бродит по улочкам и переулкам своего недавнего прошлого, пока замершее настоящее превратилось во всеобщую вязкую неизвестность. Глухов не может позволить себе остановиться — ему жизненно необходимо выплыть и выжить: поток разлучил его с самым дорогим на свете человеком и Глухов обязан его найти.
«Лёгкое дыхание», Алексей Олейников
Вера Остроумова — одна из первых женщин-антропологов, окончивших Кембридж. Вера исследует феномен смерти в разных культурах, и смерть следует за ней по пятам. На вокзале южного города Северска армейский офицер убивает юную красавицу Олю Мещерскую. Его немедленно арестовывают, а оказавшаяся рядом Вера забирает оброненный в суматохе дневник жертвы. История, кажущаяся всем вокруг простым убийством из ревности, заставляет Веру остаться в городке на несколько дней и разобраться в том, что на самом деле произошло с Олей Мещерской.
Первый роман из детективной серии Алексея Олейникова о Вере Остроумовой, основанный на одноименном рассказе Ивана Бунина.
«Чужая сторона», Ольга Харитонова
Рассказы, объединяющие золотой канон мягкой научной фантастики и социального реализма, точно и цельно отражают современность. Здесь не будет головокружительных погонь, зрелищных сражений и необычных пространств, напротив — Ольга Харитонова реконструирует ландшафты и интерьеры, знакомые любому жителю постсоветского пространства. Но она же изящно вводит в сюжеты небольшие фантдопущения как поводы для разговора о телесности, самоидентификации, проживании горя и гуманизме — не глобальном, ради спасения расы, а бытовом, делающем людей людьми.
«Край чудес», Ольга Птицева
Осенью 2018 года в Москве снесли гигантское здание Ховринской заброшенной больницы, пустовавшее почти сорок лет. Аббревиатура ХЗБ была знакома всем столичным сталкерам. Огромный заброс привлекал не только их, но и маргиналов, и подростков — всех, кто не может найти место в жизни.
Накануне сноса в ХЗБ приходят четверо: избалованный вниманием и деньгами блогер Южин, начинающие оператор Тарас и помощница режиссера Кира, а еще проводник по заброшенному зданию, «ховринский» Костик. Вместе они снимают ролик — хотя причины, из-за которых они оказались здесь, разные. Кому-то нужны деньги, кому-то — правда о собственном прошлом, кому-то — просмотры. Но если ХЗБ впустила их, то зачем-то. Зачем же? И выпустит ли?
«Чужеродные», Марго Гритт
Герои этих рассказов существуют в пузыре собственной реальности. Снаружи случаются большие катастрофы и мелкие расставания, гремят конфликты, исчезают редкие виды птиц и стираются из памяти знаменитые достопримечательности. Персонажи подмечают изменения и, цепляясь за символы прошлого, одновременно остаются собой и становятся чужеродными элементами не враждебной, но и не дружественной среды. Просто все они сами по себе — герои в жизни и жизнь в героях. Это не о поисках себя, а о том, насколько ты слился с окружением, да и так ли необходимо это слияние.
«Кластер», Дмитрий Захаров
Три корпорации схлестнулись в смертельной схватке за право создавать уникальный инновационный материал. Того, кто освоит производство полупроводника арсенид голландия, ждут несметные богатства и неограниченная власть. Но дело в том, что кластер — объединенное гнездо конкурирующих корпораций — потемкинская деревня промышленного масштаба. Главное противостояние идет на двух уровнях: информационном и... игрушечном. Нет, это не ошибка. Побочный эффект чудо-полупроводника — ожившие игрушки, населяющие детский мир с недетскими мечтами о свободе, которую нельзя обрести без боли и потерь.
«Уключина», Денис Осокин
«Уключина» — книга избранной и новой прозы Дениса Осокина, одного из самых самобытных современных русскоязычных писателей, по произведениям которого были сняты фильмы «Овсянки», «Небесные жены луговых мари», «Ангелы и революция» и другие.
Тексты Осокина — небольшие циклы, задуманные как книги, — существуют на границе поэзии и прозы. Иногда сопровождая их указанием на вымышленное время, место издания и авторство — география его книг простирается от Коми и Таймыра до Восточной Германии, Франции и Балкан, — выступая мнимым переводчиком, он погружает нас в потаенный мир своих героев, где отчужденность и обособленность сочетаются с витальностью и фатализмом, а земля становится пестрой, многоязыкой.
Этой прозе свойственна особая органика, визуальная форма: заглавные буквы здесь отсутствуют, пунктуация упрощена, а текст расположен определенным образом на пространстве страницы — так отсекается лишнее, текст наполняется воздухом и каждое слово становится акцентированным.